Отношение участников ВЭД к реформированию таможенных органов, к перенастройке процессов таможенного оформления очень неоднозначное. Тем интереснее обсуждать ситуацию, складывающуюся на рынке, с профессионалами. О том, как живётся рынку в условиях санкций, стало ли лучше от создания центров электронного декларирования (ЦЭД), стоит ли отдавать всё оформление в руки таможенных представителей, а СУР — отменить, ПРОВЭД-МЕДИА поговорил с учредителем и генеральным директором Холдинговой компании Транссертико Александром Соболевым.

Как изменились товаропотоки в условиях санкций, как санкции повлияли  на коммерческую деятельность?

Санкции оказывают большое влияние на крупных игроков, как среди участников ВЭД, производителей, так и, непосредственно, на представителей рынка логистики, которые с ними работают. Сейчас есть следующая тенденция: импорт товаров народного потребления меняется на орудия для их же производства.

Этому механизму, конечно, потребуется немало времени, чтобы набрать обороты. В общем объёме это кажется незначительным фактором, но всё-таки тормозит внутреннее производство, развитие импортозамещения и экономику страны в целом, так как усложняет процесс попадание к нам высокотехнологичного оборудования.

Как влияет на развитие компании развитие электронной коммерции?

Подстёгивает к лучшей работе. Для компаний, занимающих электронной коммерцией, приоритетными являются одновременно два условия — «дёшево» и «быстро», поэтому мы научились и продолжаем учиться находить различные пути решения этой задачи. Многие клиенты считают, что сроки доставки включают в себя только саму перевозку и таможенное оформление, но мало кто задумывается, сколько времени уходит на подготовку груза к отправке или к его выпуску.

Помимо подбора самых выгодных маршрутов доставки, мы применяем различные способы оптимизации бизнес-процессов, что позволяет не только сократить время взаимодействия (согласования деталей поставки) наших специалистов с клиентом, но и в кратчайшие сроки решать самые сложные вопросы.

Ваша компания специализируется на доставке грузов авиатранспортом. Из каких регионов и для каких товаров наиболее востребована авиаперевозка? Какие сейчас сроки доставки и от чего они зависят?

Авиадоставка актуальна для высокомаржинальных товаров, а также для направлений, где другие способы доставки не конкурентоспособны или вовсе отсутствуют. Срок транзита на прямых рейсах — один день. Общий транзит от двери до двери из Европы может быть два-три дня, включая таможенное оформление в России. А вот если рассматривать Китай, то необходимо иметь ввиду, что с учётом сдачи груза на рейс, перевозки, таможенного оформления, вывоза и доставки груза клиенту может уйти порядка пяти календарных дней с момента готовности груза.

Сейчас востребованы все варианты авиадоставки, но всё зависит от размеров груза, сроков и других показателей. Самые оптимальные — прямые рейсы, так как мы всегда можем рассчитывать на скорость доставки и её предсказуемость. Если груз нужно доставить срочно, то идеально подойдут прямые рейсы, если с перевалкой — то это обойдётся дешевле, но часто возникают задержки на стыковках.

Чартеры подойдут, если большой груз, то есть нужно фрахтовать весь борт в определённое время. Перегрузка в европейских хабах бывает при мультимодальных перевозках. Например, из США летит груз до Европы, а далее перегружается в авто и достигает пункта назначения в Москве.

В экспертных кругах родилась идея — разрешить декларировать товары только уполномоченным экономическим операторам (УЭО) и таможенным представителям. Как вы к этому относитесь? Планируете ли получать статус УЭО?

Мы за здоровую конкуренцию, но за конкуренцию между профессионалами, поэтому я только «за». Это дало бы дополнительные возможности нашему бизнесу к росту. И для ВЭД в целом это тоже возможность передать всё в руки настоящих профессионалов. Но здесь есть и другой момент. Возникает необходимость усилить контроль за этими профессионалами, чтобы они оправдывали свой статус.

Мы являемся добросовестными участниками ВЭД и таможенным представителем на пути к получению УОЭ и обязуемся вести свою деятельность честно и максимально поддерживать других участников ВЭД. За статусом УЭО будущее, а здоровая конкуренция должна быть добросовестной.

Как вы относитесь к концентрации таможенного оформления в (ЦЭД)?

Сейчас есть небольшое ощущение, что поторопились, не подготовились как следует. Но никогда нельзя быть полностью готовым к внедрению нововведений. На ЦЭДах есть проблемы с кадровыми вопросами, но Авиационный ЦЭД, например, укомплектован на 97%, поэтому здесь с такими проблемами сталкиваться не приходится. К тому же этот ЦЭД создавался на базе Шереметьевского поста, который и так уже давно работал по принципам электронного декларирования.

Из недостатков можно выделить то, что нет связи с таможенным органом, горячая линия толком не работает. Но мы, понимания всю ситуацию, нашли способ сократить время на таможенное оформление. Есть данные, что нагрузка на ЦЭДы распределяется неравномерно, основной её пик приходится на понедельник-среду, уменьшается к концу недели и на выходных на ЦЭД можно без задержек подать декларацию. Так как наша компания работает семь дней в неделю, то проблем, как правило, не бывает — остаётся только настроить логистику соответствующим образом.

Ваше отношение к таможенной системе управления рисками (СУР)?

Таможенный контроль — это всё-таки выборочный контроль, поэтому СУР — это созданная ФТС за много лет достаточно эффективная система, позволяющая минимизировать человеческий фактор. Создавалась она в эпоху повального занижения стоимости и контрактов с офшорными зонами.

За относительно короткое время была создана база рисков, основанная на статистике нарушений, общих контрактных цен, анализе рынков, выявлении контрабанды, миксов, товаров прикрытия, использования международного опыта и так далее, когда документальный контроль не имел той эффективности, как стало возможно при развитии СУР.

Но иногда, конечно, на простейших товарах могут быть дополнительные проверки, влекущие дополнительные издержки (корректировки таможенной стоимости, простои, хранение, досмотры), но в целом срабатывание рисков достаточно целевое. Отменить её точно нельзя.

Если мыслить глобально в рамках экономической безопасности РФ, то СУР нужно настроить под новые реалии. Сейчас уже намного меньше тех рисков, которые были раньше, а контракты в большинстве своём прямые — старые настройки уже не подходят.


Беседовала Галина Рожко