Об экономическом кризисе в Европе говорят уже довольно давно и всё чаще — на самом высоком уровне. Некоторое время назад в интервью европейским журналистам глава банковского надзора в Европейском центральном банке (ЕЦБ) Даниэль Нуи заявила, что очередной кризис в Европе неизбежен. Президент международной информационной группы «Логистика и транспорт» Армандо Эстрада считает, что наиболее очевидны симптомы кризиса в секторе международной торговли. ПРОВЭД-МЕДИА публикует мнение зарубежного эксперта. 

Экономическое потрясение, которое уже проявляется в мировой экономике, очевидно. О любом крахе или кризисе первыми возвещают цифры, но что действительно превращает событие в кризис, так это психология события. Замедление европейской экономики ожидалось уже давно, как, впрочем, и мировой, хотя есть различия по регионам – нельзя сказать, что везде происходит одно и то же. Экономики США и некоторых развивающихся стран, например, всё ещё продолжают расти. Можно сказать, что этот кризис – европейский, потому что именно в Европе стагнация и регресс будут наиболее заметны и ощутимы. Мы живем за пределами наших возможностей накопления благосостояния. У Европы заглох немецкий двигатель, как и английский, и Brexit станет лишь катализатором этого процесса.

В течение последнего времени мы видим симптомы кризиса в замедлении роста показателей международной торговли. Об этом свидетельствуют ключевые транспортные показатели – снижение продаж грузовых автомобилей, постоянный или снижающийся портовый трафик, замедление ранее динамично развивающихся грузовых авиаперевозок, снижение маржи и увеличение затрат. Международные авиаперевозки, которые особенно интенсивно росли последние пять лет, от двузначного роста в районе 12% перешли к стагнации и даже незначительному падению во всём мире. Да, азиатские экономики продолжают расти, но даже Китай – с гораздо меньшей интенсивностью, хотя они и декларируют рост на уровне 6%.

Везде — и прежде всего в Европе – период повышения производительности исчерпан, на рынок труда всё больше и больше давят затраты и различные сдерживающие факторы в условиях отсутствия какой-либо либерализации экономики в в сфере услуг или торговли. Среди европейских стран Испания до сих пор демонстрирует наибольший рост, в том числе, мы создаём больше рабочих мест, но симптоматика всё равно есть. Воздушные грузоперевозки падают, трафик в портах не растёт, за исключением контейнерных перевозок сыпучих и жидких грузов. До сих пор импорт контейнеров демонстрировал некоторую динамику и, хоть и умеренно, но рос кое-какой экспорт. Правда, данные экспортного сектора говорят о том, что рабочие места будут сокращаться, а экспорт упал на 2%.

Всё это свидетельствует о том, что охлаждение экономики гарантировано. Сколько времени потребуется, чтобы ситуация переросла в ощущение экономического кризиса, неизвестно. Это похоже на изменение климата, когда несколько тепловых волн вызвали психоз, который уже проявил себя в в заголовках вроде «Мадрид будет выглядеть как Марракеш в 2050 году» и «В Лондоне будет климат Барселоны через несколько лет». И неважно, что в будущем регулярное повышение температуры на пару градусов каждые пять лет будет подтверждаться — психоз из-за неизбежного изменения климата возник ещё когда о нём только предупреждали. Время и атмосферные данные подтвердили опасения, как и урожай. Вот и виноградники уже посажены в Лондоне. Нечто подобное произойдет и с экономикой: неважно, что спровоцирует и ускорит кризис в ближайшие месяцы, но информация об этом уже есть – те данные, которые есть в Европе и на которые давно указал Европейский центральный банк.

Проблема заключается в том, что как у Европейского центрального банка, так и у правительств по-прежнему не хватает амуниции и идей для перезапуска экономики. Разве что расщедриться на ипотечные кредиты для неплатёжеспособного населения. Но мало что можно сделать, чтобы реанимировать уже перегретую конструкцию, учитывая, что показатели торговли упали на 12%. Что касается уровня занятости, то ничто не свидетельствует о его увеличении. Очень напряжённая ситуация в туризме, даже на побережье уже наблюдается стагнация, если не падение. И в части внутреннего потребления — несмотря на официальные данные, логисты и транспортники знают, что отрасль в упадке. Только политика увеличения занятости, иммиграции и омоложения трудоспособного населения способна обеспечить возврат к динамичному развитию.


Источник: logisticaytransporte.es

Перевод и адаптация текста: Илья Левин