Федеральная таможенная служба (ФТС России) готовится к внедрению с 1 июля 2019 года обязательного предварительного информирования. На федеральном портале нормативных правовых актов ведомство обнародовало четыре проекта административных регламентов по таможенному контролю товаров при их убытии и прибытии разными видами транспорта —воздушным, автомобильным, железнодорожным и водным.

О том, что изменится в работе морских портов в связи с принятием регламента по водному виду транспорта, ПРОВЭД-МЕДИА рассказал директор проекта Single Window в Sea Express Group Владимир Коростелёв.

Окно должно строить государство

Как будут работать морские порты и что произойдет на практике — неведомо никому. Какую «нормативку» ни пиши — всё упирается в отсутствие механизма «единого окна» для взаимодействия бизнеса с государственными органами. Без этого механизма (а по требованиям Конвенции ФАЛ он должен заработать во всех морских портах не позднее 8 апреля 2019 года) наши госорганы придумывают всевозможные причины, чтобы оттянуть это.

Минтранс, например, объясняет отсутствие морского «единого окна» к апрелю 2019 года тем, что там предусмотрен еще и двенадцатимесячный переходный период, так что до апреля 2020 года «дело терпит». ФТС же рисует модели работы портов, в соответствии с которыми функции преставления информации в госорганы реализуютcя не государством, а информационными системами портов – PCS.

Вероятно, теперь чиновники ФТС и Минтранса будут объяснять отсутствие «единого окна» в портах тем, что те-то и те-то операторы терминалов до сих пор не построили нормальную, «как в порту Роттердам», PCS.

Но таможенному начальству неведомо, что портовые системы информационного взаимодействия (Port Community Systems) предназначены для B2B взаимодействия, а механизм «единого окна» (Single Window) – для B2G взаимодействия с госорганами. Поэтому именно государство должно построить всего ОДНО «единое окно» для ВСЕХ портов – MSW (Maritime Single Window), а бизнес – множество PCS в каждом порту. Вот так и в Евросоюзе сейчас строится одно морское «единое окно» под эгидой DG MOVE для всех(!) портов всех(!) стран. Всего одно! За бюджет ЕС!

Планы ФТС вызваны, скорее всего, не непониманием, а отсутствием финансирования, ранее успешно потраченного на другие сомнительные проекты. 

Вопросы без ответов

В документе есть и противоречия, и сомнительные нормы. В соответствии с регламентом должностные лица при осуществлении таможенного контроля могут запрашивать либо требовать от декларантов, перевозчиков, участников ВЭД представления необходимых для таможенного контроля документов или сведений. То есть таможенник может запросить всё, что угодно? В том числе и предварительную информацию о товарах

Началом выполнения административной процедуры является подача перевозчиком в таможню документов и сведений, в том числе представленных в рамках предварительной информации. Вопрос: зачем подавать сведения, уже поданные в качестве предварительной информации, второй раз? Или ещё пример: «В случае представления перевозчиком документов и сведений на бумажных носителях должностное лицо проставляет номер уведомления о прибытии либо сообщения об убытии в правом верхнем углу экземпляра общей декларации и заверяет подписью и оттиском личной номерной печати». Вопрос: какие бумажные носители? Предварительная информация может быть подана только в форме электронного документа!

Судя по тексту документов, функции организации взаимодействия государственных контролирующих органов пытаются возложить на морских агентов – представителей перевозчиков. Поэтому так или иначе это всё нормально работать не будет, как и предупреждали разработчиков КПС «Портал Морской Порт» в 2014 году.