Действующее законодательство затрудняет развитие института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в России, считают предприниматели. Представители бизнеса намерены обратиться в Минфин с просьбой обратить внимание на ситуацию.
По данным на февраль 2019 года, участники ВЭД получили 245 свидетельств о включении в реестр УЭО в соответствии с положениями ранее действовавшего Таможенного кодекса Таможенного Союза и лишь 14 свидетельств — в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Это около 5% от числа действующих в стране УЭО. При этом из уже действующих УЭО свидетельство «нового типа» получили всего четыре оператора.
В обращении к руководству Минфина, которое, по данным наших источников, сейчас находится в проработке, эксперты указывают на то, что основная проблема при получении свидетельства «нового типа» — отсутствие в России нормативного акта, который определял бы требования к системе учёта УЭО, порядок организации доступа к сведениям этой системы, а также состав и форматы данных, которые должны в ней содержаться. Типовые требования к системе учёта УЭО, которые должна определить Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), пока тоже отсутствуют.
Кроме того, Федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» требует от компаний обеспечить доступ непосредственно к системе учёта УЭО, тогда как ТК ЕАЭС обязывает УЭО представлять таможенным органам доступ только к сведениям. Таким образом, требования федерального закона, уверены юристы, противоречат Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС.
При этом закон о таможенном регулировании, отмечают юристы, устанавливает, что порядок доступа таможенников к системе учёта товаров юрлица определяется в соглашении между УЭО и таможенным органом. Однако типовая форма такого соглашения, а также порядок взаимодействия и информационного обмена между УЭО и таможней Минфином так и не утверждены, равно как и не утверждён Федеральной таможенной службой (ФТС России) порядок обмена документами и сведениями в электронной форме посредством информационного оператора и «Личного кабинета» участника ВЭД.
Некоторое время назад ФТС России инициировала эксперимент по реализации технологии удалённого доступа «применения витрины данных при таможенном контроле в отношении УЭО». В 2018 году Минфин довёл до ФТС состав сведений, которые УЭО должны представлять в таможенные органы удалённо. Но перечень состава витрины данных, определённый ФТС, содержит расширенный список сведений об операциях с товарами по сравнению с рекомендациями Минфина.
Более того, предприниматели сообщают, что ФТС требует от УЭО представлять сведения не только о хозяйственных операциях, связанных с оприходованием товаров, но и сведения о входящих и исходящих остатках товаров, о совершении последующих операций с товарами, уже утратившими статус находящихся под таможенным контролем, а также запрашивает информацию о хозоперациях с товарами ЕАЭС и третьих стран, которые приобретены на российском рынке РФ.
Такой подход противоречит позиции, сформулированной в ТК ЕАЭС, а также в письме Минфина РФ.
Из-за отсутствия необходимого регулирования компании не только не могут успешно пройти проверку системы учёта товаров, но и не могут адаптировать свои информационные системы под требования законодательства, которые, к тому же, пока не существуют. По оценкам экспертов, доработка программных комплексов может обойтись компаниям УЭО от полумиллиона до трёх с половиной миллионов евро и занять не менее девяти месяцев.
«Существует очень высокий риск, что значительная часть организаций (в том числе крупных иностранных инвесторов), обладающих статусом УЭО, не успеет получить свидетельство «нового типа», — уверены участники ВЭД.
О том, что вновь введённые требования к системе учёта УЭО лишь усложняют этот учёт, а подачу декларации на товары компанией УЭО таможенники часто воспринимает как критерий риска, ПРОВЭД-МЕДИА писал ранее.
Но глава ФТС России Владимир Булавин заявлял, что причина незаинтересованности бизнеса в статусе УЭО кроется не в излишне сложных требованиях, а в небольшом количестве кандидатов.
По мнению же замглавы ФТС Руслана Давыдова, нежелание участников ВЭД становиться УЭО вызвано таможенной системой автоматического категорирования. 8 тысяч компаний, которым ФТС присвоила категорию низкого уровня риска, Руслан Давыдов назвал «навесом, давящим на желание компаний стать УЭО».
«Участники ВЭД низкого уровня риска говорят, что им незачем платить за статус УЭО и что-то доказывать, так как у них и так всё отлично», — добавил он.
Но, как оказывается, бизнес всё же заинтересован в статусе УЭО. Но заинтересован при одном условии: регулирование этого института должно быть удобным, необременительным и реально упрощать жизнь добросовестным участникам ВЭД.