Дедлайн для уполномоченных экономических операторов

Главной темой состоявшегося 20 августа в ФТС семинара, которым руководил первый замглавы ведомства Руслан Давыдов, стал статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Участникам мероприятия рассказали о преимуществах и порядке получения статуса в соответствии с ТК ЕАЭС.

Модернизация института УЭО

Концепция УЭО разработана в Рамочных стандартах ВТО и сводится к государственно-частному партнёрству. Институт УЭО в России сформирован со вступлением в силу ТК ТС, а новый кодекс внёс в него значительные изменения. Во-первых, получение статуса УЭО стало доступно не только декларанту, но и таможенному представителю, перевозчику, владельцу таможенного склада и СВХ. Во-вторых, увеличился перечень специальных упрощений, которые предоставляются УЭО (с трёх до 16). В-третьих, теперь лицо, которое претендует на включение в реестр УЭО, может выбрать для себя подходящий тип свидетельства (в зависимости от предоставляемых упрощений и условий включения в реестр).

«Институт УЭО был существенно преобразован в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС: приближение статуса оператора к общемировым стандартам и трендам расширило список преимуществ и отразилось на увеличении количества требований к соискателям», – заявил Давыдов.

На семинаре первый замглавы ФТС предупредил бизнес-сообщество о сроках переходного периода для перерегистрации компаний, обладающих статусом УЭО старого образца, по нормам ТК ЕАЭС. Организации, которые не успеют подать заявки на включение в реестр УЭО до 1 января 2020 года, утратят статус оператора. Перерегистрация свидетельства – в интересах самих компаний, поскольку это позволит им сохранить стаж работы в качестве УЭО и зависящие от этого льготы.

Искажения рисков

Тем не менее, переоформившие свои свидетельства УЭО компании недовольны функционированием системы упрощений. Одной из главных льгот должно было стать отнесение УЭО к низкой категории риска и минимизирование вероятности физической проверки грузов. Но пока система работает так, что даже при подаче обычной декларации физические проверки проводятся реже.

Эту проблему в своем интервью для ПРОВЭД-МЕДИА поднимал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов. Искажения вызваны особенностями работы системы управления рисками. При декларировании в обычном порядке, СУР срабатывает выборочно, а в случае заявлений операторов – при любом риске. Кроме того, операторы, получившие свой статус до вступления в силу ТК ЕАЭС, столкнулись с потерей низкорискового статуса, несмотря на предоставление обеспечения и соблюдение условий УЭО.

В ФТС проблемы в функционировании СУР признают и обещают исправить к октябрю этого года, а также рассмотреть возможность проведения таможенного контроля после выпуска товаров. В самой системе появятся необходимые настройки и доработки программного обеспечения.

Технические неполадки

Основное условие для УЭО – максимально прозрачное ведение бизнеса и полный доступ таможенных органов к коммерческой документации и финансовой отчётности оператора. Взаимодействие с таможней должно строиться на технологии электронного обмена сведениями, и этот момент тоже стал камнем преткновения на прошедшей дискуссии.

Требование о предоставлении таможенникам удалённого доступа к системе учёта товаров компании — самое сложное в исполнении. Те программные средства, которые в основном используют организации, требуют адаптации для таможенного мониторинга и, соответственно, дополнительных расходов. Кроме того, некоторые сведения компании и вовсе не готовы предоставлять таможне из-за коммерческой тайны. Для этих случаев разработали «витрину данных», позволяющую направлять только ту информацию, которая необходима для таможенных целей.

Компании, желающие поучаствовать в эксперименте ФТС по использованию «витрин», на прошедшем семинаре заявили о дороговизне доработки софта.

Тренд на УЭО

По данным ФТС, на 20 августа 2019 года в реестре УЭО зарегистрировано 172 юрлица. При этом свидетельство нового типа есть только у 33 из них. В своём интервью для ПРОВЭД-МЕДИА Юлия Шлёнская (КВТ Сервис) отметила, что получение статуса УЭО с новыми требованиями – непростая задача.

«Примечательно, что получить статус УЭО при всём стремлении руководства ФТС увеличить их численность не так-то просто. По нашим данным, только 5-10% компаний, обращающихся за статусом, его действительно получают», – рассказала она.

Возможно, мероприятия, над которыми сейчас работает таможня, станут стимулом для популяризации получения статуса УЭО. Среди них Давыдов выделил формирование безопасных цепочек поставок и взаимное признание статуса УЭО с таможенными администрациями других стран. В ЕЭК же поднимается вопрос о наборе упрощений и условий, необходимых для экспорта через УЭО, а также о роли операторов в упорядочивании рынка экспресс-перевозок и МПО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: