Комитет РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО вновь инициировал опрос о работе центров электронного декларирования среди участников ВЭД. В опросе приняли участие таможенные представители – 86 респондентов, импортёры (60), экспортёры (25) и два уполномоченных экономических оператора. По сравнению с апрельским опросом эксперты увидели некоторые изменения. Результаты прокомментировал один из инициаторов опроса — директор Ассоциации «Содействие развитию ВЭД» Александр Мякота.
По результатам прошлого опроса работы ЦЭД самое большое количество отрицательных оценок получил ЦЭД Московской областной таможни. Изменилась ли ситуация?
50% респондентов оценили ЦЭД Московской областной таможни неудовлетворительно и только 20% – удовлетворительно, то есть по среднеарифметическому он получил двойку. Есть ЦЭДы у которых четверка, но в основном это тройка — восторга от работы ЦЭД пока никто не испытывает.
Около 110 человек указали в качестве причины отрицательной оценки отсутствие обратной связи, а около 100 респондентов отметили, что ЦЭД не всегда понятно и чётко формулирует запрос — снова возвращаемся к проблемам с коммуникацией. Большой процент ответов у варианта «технические сбои», и мы знаем, что по меньшей мере раз в месяц они бывают. Были так же выбраны варианты «не устраивает график работы ЦЭД» и «нарушение сроков выпуска».
В Московской областной таможни явно есть проблемы. Мы попросили оценить изменения во времени выпуска деклараций по пятибальной шкале от «существенно уменьшилось» до «существенно увеличилось». По мнению почти 50% респондентов, время увеличилось, 46% считают, что не изменилось, и 23% ответили, что время ожидания выпуска уменьшилось. В прошлый раз больше 70% опрошенных заявили об увеличении времени оформления деклараций.
По загруженности по-прежнему в лидерах также ЦЭДы Балтийской таможни, Авиационный ЦЭД, Владивостокский.
Число тех, у кого регистрация деклараций занимает до пяти минут, увеличилось с 9,5% до 30%, но более 60% указывают время от 20 до 40 минут. Очевидно, что это и есть то самое среднее время регистрации деклараций.
На вопрос, указывает ли таможенный орган причины, послужившие основанием для отказа, большинство ответили – «да», и таких ответов на 15% больше, чем в прошлый раз. 18% ответили «нет», и в этот раз их на 24% меньше. 15% считают, что причина формальная, и здесь тоже мы наблюдаем положительную динамику – таких ответов стало меньше. Самый популярный ответ о причине отказа — нарушен порядок заполнения ДТ.
Показал ли опрос разницу во времени оформления экспортных и импортных деклараций?
Экспорт таможенники оформляют значительно быстрее — в основном в пределах четырёх часов. Что касается импорта, то здесь четыре часа – «редко» или даже «никогда», хотя 18% ответили, что «часто». Два наиболее популярных ответа — «до 1 рабочего дня» и «до 3 рабочих дней». Более 50% ответили, что время оформления деклараций занимает и до десяти рабочих дней.
При этом почти 40% респондентов получают уведомления о продлении сроков выпуска, а 33% его не получают. Интересно, что в сравнении с прошлым опросом, увеличились оба показателя. 28% участников опроса получают уведомления с нарушением. То есть более половины участников ВЭД испытывают недостаток коммуникации в случае продления срока выпуска.
Какие меры для улучшения ситуации предложили участники ВЭД?
Необходимо разработать нормативный документ, определяющий порядок регистрации выпуска товара. Сотрудники таможни стараются соблюдать написанное в нормативных документах, поэтому пусть лучше будет этот нормативный документ. Ещё один вариант — структурировать информацию о действующих ЦЭДах и справочную информацию, установить более удобный для всех график работы ЦЭДов. РСПП, ТПП, Деловая Россия и Опора России намерены сформулировать консолидированное мнение и довести его до ФТС.
Оставить комментарий