Идею централизации учёта таможенных платежей обсуждали еще в 2012 году, но до реализации дело дошло только в 2017-ом. За два года существования Единый лицевой счёт (ЕЛС) открыли, по данным ФТС, 148 тысячам участников ВЭД. В работе сервиса есть как ощутимый прогресс, так и очевидные проблемы.
Не без сюрпризов
ЕЛС — это один из сервисов личного кабинета участника ВЭД, который позволяет применять электронные безбумажные технологии с использованием электронно-цифровой подписи для учёта и представления информации о движении денежных средств участников ВЭД в режиме реального времени.
Сейчас лицевой счёт формируется для всех участников ВЭД: юридических лиц, российских, иностранных, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц без гражданства. В ЕЛС видны расписки таможни, сведения об обеспечении, остатки денежных средств и задолженности. Все операции, которые осуществляет таможенный орган с таможенными платежами — списание, расходование, начисление и взыскание, отражаются в лицевом счете автоматически.
Денежные средства учитываются без детализации по платёжным документам и списываются с остатка на лицевом счёте, а средства могут использоваться во всех таможенных органах одновременно. Время отражения информации при этом – 15 минут. Идентификация денежных средств пока осуществляется вручную, но время, по словам участников ВЭД, тоже сокращается, а уведомления о наличии задолженности рассылаются автоматически. Раньше информацию о задолженности участники ВЭД получали по почте, что приводило к задержкам и исключению таможенных представителей из реестров за несвоевременное погашение задолженности, о которой компании узнавали уже после того, как их исключали из реестра.
Правда, отмечают участники ВЭД, иногда на лицевом счёте возникает сумма задолженности, основания возникновения которой неизвестны. В этом случае участник ВЭД может три дня подряд направлять в ФТС электронные письма — в один из следующих дней сумма исчезает столь же необъяснимо, как и появилась. Аналогичная история случается и с денежными средствами, которые внезапно появляются на счёте таможенного органа.
Возвращают медленно
Положительным моментом стало то, что ФТС сократила сроки возврата денежных залогов, авансовых, излишне взысканных и излишне уплаченных платежей. Однако возвращает таможня излишне уплаченные платежи всё равно очень медленно. «Возврат денег – это святое», -говорят участники ВЭД, подчёркивая, что этот недостаток может свести на нет любые преимущества единого лицевого счета.
На прошедшем недавно заседании Совета ТПП по таможенной политике и Комитета по таможне и транспорту Американской Торговой Палаты в России представители сразу нескольких компаний рассказали, что их денежные средства через личный кабинет не возвращаются, в результате чего накопилось огромное количество авансированных денежных средств, по которым уже внесены корректировки в декларации, но которые не доступны компаниям для ежедневного использования. У некоторых компаний не вносятся изменения в декларации по неизвестным причинам. Один из крупнейших таможенных представителей заявил, что уже несколько месяцев не может осуществить возвраты.
Ещё одна претензия к ЕЛС — участники ВЭД не видят декларацию и платёжные поручения, по которым проходили списания. Также не в полной мере работает сервис подачи заявлений о возврате авансовых платежей, а детализация по платёжным документам невозможна. Однако по имеющейся информации, Минфин обещает, что в будущем такая детализация для участника ВЭД будет доступна.
По словам представителей ФТС, участились и случаи обращения в таможни о переносе денежных средств с одного КБК (кода бюджетной классификации) на другой из-за ошибок. Но в ФТС предупреждают: законодательство такой перенос не предусматривает — участник ВЭД вправе расходовать денежные средства только по тому КБК, на который зачислены денежные средства в соответствии с платёжным поручением. Поэтому всё, что в этом случае может сделать участник ВЭД — обратиться с заявлением о возврате.
Нужна обратная связь
Что точно не нравится участникам ВЭД — это отсутствие обратной связи. По словам многих компаний, телефон технической поддержки не работает, а другой возможности узнать о причинах возникновения тех или иных проблем с ЕЛС нет. Кроме того, таможенный орган стал применять механизм отказа в регистрации деклараций на товары (ДТ) по причине отсутствия денежных средств на ЕЛС, а выпуск ДТ осуществляется раньше, чем списание денежных средств, что приводит к сбоям при регистрации выпуска. По имеющейся информации, участники ВЭД не единожды сообщали в ТПП, что денежные средства ЕЛС списываются уже после выпуска товаров, из-за чего происходит рассинхронизация процессов: груз выпущен, а личные средства из ЕЛС ещё не списаны.
В ФТС же обещают, что совсем скоро в ЕЛС появится сервис, в котором будет отражён статус обеспечения по банковской гарантии или таможенной расписке (действующая или закрытая), а также появиться возможность подать заявление на возврат авансовых платежей в электронном виде. Проблема заключается в том, что положения закона «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ о порядке возврата будут действовать только со дня вступления в силу изменений в приложения № 5 и № 8 Договора о ЕАЭС. Приказ от 10 января 2019 года № 7 «Об утверждении формы заявления о возврате авансовых платежей и порядка его подачи, формы решения таможенного органа о возврате авансовых платежей и уведомления об отказе в возврате авансовых платежей» также будет применяться только после изменений, которые пока не внесены.
Кроме того ожидается, что оформлять таможенные расписки будут сами участники ВЭД, а не таможенные органы — это существенно сократит время таможенного оформления в случае проведения таможней дополнительных проверок. В более же долгосрочной перспективе авансовые платежи можно будет использовать для сквозного списания таможенных пошлин.
Оставить комментарий