К ЦЭДам или к бедам: есть ли будущее у электронных таможен?

Красивая концепция электронных таможен вызывала множество вопросов ещё до начала её реализации. По задумке ФТС, всё было масштабно и многообещающе: вместо шестисот с лишним мест таможенного оформления всего шестнадцать ЦЭД по стране. Но участники ВЭД недоумевают: «Цифровизация не может быть фрагментарной. До сих пор загадка, что значит 16 виртуальных таможен. Если виртуальных, то почему 16, а не одна?»

«Нет» коррупции?

Казалось бы, всё согласно тенденциям времени: технологии исключают человеческий фактор, меньше чиновников, меньше бюрократии и главное — за счёт новой стратегии электронных таможен удастся навсегда разлучить бизнес и таможенника, а это однозначное «нет» коррупции. Глава ФТС Владимир Булавин в интервью на ПМЭФ в который раз повторил лозунг электронных таможен: «Мы разрываем личный контакт таможенного инспектора и декларанта и существенно снижаем коррупционные риски.

В конечном счёте, это должно привести к повышению взимания таможенных платежей». И тут почему-то вспоминается старый анекдот: «В нашей стране победить коррупцию невозможно. На это понадобится слишком много денег». Складывается ощущение, что для таможенников попытки избавиться от коррупционных рисков — лишь повод в очередной раз проявить изобретательность.

Для ужесточения контроля в некоторых электронных таможнях инспекторов заставили сдавать телефоны в специальные шкафчики перед началом рабочего дня. У инспекторов стали появляться вторые телефоны, а в народе обсуждают расценки на выпуск декларации: цифры колеблются от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов в зависимости от товара в декларации. Стоит сказать, громких дел и задержаний за коррупцию в рядах ЦЭД ещё не случилось. И остается лишь гадать — за руку никого не поймали, потому что ловить некого?

Кадры решают что?

С формированием электронных таможен возникла острая кадровая проблема. Первый замглавы ФТС Руслан Давыдов на одной из встреч с бизнесом развёл руками — мол, об этом не подумали, бывает. В результате укомплектование ЦЭД Московской областной таможни — крупнейшего в стране и, как следствие, одного из самых проблемных сегодня — до сих пор под угрозой. По данным источников в таможенных органах, сейчас в ЦЭД МОТ работает 184 сотрудника, из них 74 прикомандированы из других таможенных органов. Это притом, что общая штатная численность, как сообщала пресс-служба таможни, 332 человека.

Правовой статус прикомандированных людей до сих пор не установлен. Если завтра они выпустят фальшивую декларацию – наказать их фактически не смогут, потому что числятся они в другом таможенном органе, работодатель совершенно другой, — говорит один из юристов в сфере таможенного права.

А новой проблемой для ЦЭД МОТ станет запланированное на начало июля открытие Московского ЦЭД. По некоторым данным, около 50% ЦЭД МОТ уже приняли участие в конкурсе для перехода на вакантные должности. Всё дело в логистике: ЦЭД МОТ находится в Царицыно и при сокращении кадрового состава постов многие таможенники ушли на пенсию из-за сомнительного удовольствия добираться до работы по три-четыре часа с другого конца области. Московский ЦЭД будет располагаться в самом центре – на площади трёх вокзалов, поэтому туда явно «побегут» те, кому сложно добираться в Царицыно.

С точки зрения конкуренции за квалифицированные кадры открытие ЦЭД на Комсомольской станет ударом по МОТ. Считаю, что МОТ должен войти в состав ЦТУ в качестве таможни фактического контроля, а ЦЭД МОТ можно превратить в региональную электронную таможню, — говорит высокопоставленный источник ПРОВЭД-МЕДИА в таможенных органах.

Сезон открытых дверей

Тем временем, Московский ЦЭД гостеприимно распахивает двери и не скрывает заинтересованности в кадрах. В отраслевых телеграм-каналах появилось письмо Центрального таможенного управления (ЦТУ) в адрес региональных управлений, в котором сообщается, что до 2019 года штатную численность Московского таможенного поста (ЦЭД) Московской таможни планируется увеличить на 100 штатных единиц. В документе руководителей управлений просят довести до должностных лиц информацию о наличии вакансий.

Понятно, что в условиях острой нехватки кадров квалификация уходит на второй план — за выпуск деклараций садятся вчерашние досмотровые инспекторы или юные выпускники. Например, Уральский ЦЭД, по словам нашего источника в таможенных органах, на 70% состоит из вчерашних выпускников. Много молодежи и в Приволжской электронной таможне. Неопытные ребята неизбежно будут совершать ошибки, таможенный орган – проводить служебные проверки и наказывать рублём и административными делами. Вопрос времени, когда студенты начнут спасаться бегством, а новые кадры не купятся на сказки о престиже таможенной службы.

О том, что кадровый кризис грянул не только в отдельных таможенных органах, но и во всей таможенной службе, можно судить по настроениям в таможенных рядах. Чего только стоит письмо первого заместителя начальника Санкт-Петербургской таможни Игоря Кочанова к российскому Президенту: «Итоговая сумма дохода федеральных госслужащих в таможне составляет около 30 тысяч рублей, плюс премии. Но зачастую из-за возросших требований по всем направлениям деятельности они имеют дисциплинарные взыскания или лишены единовременного денежного поощрения. Найти работу за большую зарплату с меньшей ответственностью для столичных городов для грамотных специалистов не является проблемой», — написал полковник таможенной службы.

Цена вопроса

По этой причине в московском регионе в ЦЭДах кадровый состав в основном состоит из пенсионеров. Никто не скрывает, что у среднего госслужащего зарплата несоизмерима с уровнем ответственности на службе — «заработок дворника в Москве выше, чем у госслужащего в таможне».

По словам высокопоставленных источников в таможне «решить проблему оттока кадров можно только с помощью материального обеспечения сотрудников. Можно бесконечно обещать что-то бизнесу, но этого не произойдёт». А обещаний было много: например, руководство ФТС рассматривало возможность выдать погоны служащим ЦЭД, что означало бы более высокую зарплату и дополнительные льготы.

Лишних должностей в таможенных органах нет, дополнительную штатную численность сотрудников выделять не планируют. Даже если это произойдёт, не факт, что работающие в ЦЭД пройдут комиссию по здоровью — погонные должности предполагают проход ВВК (военно-врачебная комиссия — прим. ред.). И нельзя исключать, что часть старожилов, получив погоны, тут же не уйдут на пенсию. Вопрос упирается в финансирование, а оно не предусмотрено, — говорит источник в ФТС.

Вероятно, эти доводы оказались кстати — идею с погонами сменили на обещание поднять зарплаты. Справедливости ради стоит отметить, что, по рассказам таможенников в регионах, зарплаты действительно подросли. Но надолго ли хватит финансирования?

«Мы тонем под музыку — вот это первый класс!»

Концепция ЦЭД предполагает, что участник ВЭД подавать декларацию будет в той точке страны, где ему удобно. Владимир Булавин не устаёт повторять, что создание электронных таможен — это «революционное реформирование, которое меняет в целом представление о таможне». По факту же остаётся принцип разделения по территориальности: товар во Владивостоке не будут оформлять в Московском ЦЭД. Как только стартовали электронные таможни, декларации перестали оформлять и на постах, сконцентрировав всё в электронных таможнях. Но юристы отмечают любопытных факт: компетенцию таможенных постов никто не отменил. Формально у бизнеса до сих пор есть право подавать декларации на посты.

Оформляться в ЦЭД бизнес загнали исключительно административными методами. Никакой правовой основы для этого нет. По таможенному кодексу подавать декларации можно в любой таможенный орган. Никаких ограничений никто не вводил — должен был быть приказ Минфина. Так что решение ФТС не основано на нормативных актах. У бизнеса до сих пор есть юридическое право оформлять декларации в любом таможенном органе страны и право это ограничивают, — говорит юрист по таможенным вопросам.

Подтверждают эту информацию и наши источники в таможенных органах — есть только ведомственные письма. Административным ресурсом воспользовались в тот момент, когда запускали ЦЭД МОТ. Чтобы снизить нагрузку и не допустить коллапса, часть деклараций по решению руководства таможни продолжали оформлять на постах, но Руслан Давыдов наложил на это запрет. С тех пор ЦЭД МОТ продолжает задыхаться от деклараций, а вмешательство ФТС ограничивалось показательными выступлениями: то начальников сменят, то громкое заявление в СМИ сделают.

Если на этапе зарождения ЦЭД их сравнивали с мёртворождённым младенцем, то сейчас в рядах таможенников проводят аналогии с «Титаником»: шансы выплыть малы, и кто успеет урвать спасительную шлюпку – неизвестно. Одно ясно: «выгребать» из этой истории придётся всем, в том числе и высшему руководству. А последнее, как известно, имеет тенденцию сменяться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: