Минфин России подготовил проекты приказов по оценке эффективности деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России).
Меняется всё, кроме показателей
В проектах документов Минфин приводит конкретные критерии оценки эффективности, первый среди которых — скорость совершения таможенных операций по всем поставкам, исключая рисковые. Скорость, по мнению Минфина, следует определять по следующим аспектам:
- совершения операций, связанных с выпуском товара для внутреннего потребления,
- на обработку экспортных деклараций и помещение под таможенную процедуру экспорта,
- транзитных электронных деклараций для товаров, следующих по территории России между разными таможенными органами
Вторая группа показателей касается своевременности и полноты поступления таможенных платежей:
- уровень выполнения прогноза доходов от платежей,
- доля в общей сумме бюджетных поступлений таможенных платежей и пеней, которые участники ВЭД уплатили с нарушением установленных сроков,
- доля платежей, которые уплачены с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России.
И заключительная группа показателей — оценка эффективности противодействия таможенным нарушениям и преступлениям:
- доля результативных проверок, осуществленных после выпуска товаров, в общем количестве таможенных проверок,
- доля досмотренных товарных партий в общем количестве декларируемых товарных партий,
- доля товарных партий, в результате досмотра которых выявлены нарушения актов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и российского законодательства о таможенном регулировании либо отказано в выпуске товаров.
В своих интервью руководитель ФТС Владимир Булавин среди задач ведомства не раз упоминал обеспечение полноты взимания и перечисления в бюджет платежей, снижение административной нагрузки на бизнес, содействие развитию внешней торговли, повышение деловой активности и инвестиционной привлекательности страны, задачи в сфере экономической безопасности.
Увы, в документах, подготовленных Минфином, нет ни слова ни о повышении деловой активности или инвестиционной привлекательности, ни о снижении нагрузки на бизнес. Возможно, это опять вопрос времени.
Отметим, что аналогичные критерии обсуждали на заседании российского правительства в в 2007 году — двенадцать лет назад! За эти годы в работе ФТС многое изменилось, но, как мы видим, оценивают её почти по тем же критериям и показателям.
Сам себе режиссёр
Немаловажный вопрос — в каком порядке, кто и по какой методике будут оценивать эффективность таможни. Минфин в проекте другого приказа предложил свой алгоритм оценки. Согласно проектной схеме, сначала Минфин утверждает годовые значения показателей, а затем руководитель ФТС утверждает их квартальные значения, перечень своих подразделений, ответственных за исполнение показателей и подразделение, уполномоченное проводить мониторинг.
Фактические сведения должны собираться ежеквартально и в случае, если они ниже установленных показателей, то необходимо указать причину. Значения показателей рассчитываются по методикам, которые разрабатывают ответственные подразделения. После всех расчётов информация отправляется к подразделению мониторинга.
Итак, что мы имеем в сухом остатке: ответственные подразделения ФТС сами разрабатывают методику, сами собирают сведения, чтобы потом их проанализировало и проверило опять же уполномоченное подразделение ФТС. Весьма самодостаточное ведомство.
В том же проекте приказа есть пункт про участие в мониторинге заинтересованных лиц, который позволяет внести свои предложения и замечания к проведению мониторинга после публикации на сайте ФТС годового отчёта о достижении значений показателей. Комментарии рекомендуют передавать по информационным каналам обратной связи на сайте ФТС.
И знаете, нам не удалось найти доступной для этих целей формы на сайте — только старый добрый электронный адрес [email protected]. Что ж, ждём утверждения подготовленных Минфином приказов.
Фото: pixabay.com