В 2018 году таможенные органы страны провели 1,8% досмотров от всех поданных деклараций на товарные партии. Об этом на конференции «Таможня и бизнес: от сотрудничества к партнёрству» сказала заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России) Татьяна Голендеева, добавив, что в этой части ФТС перегнала таможни Евросоюза.
Статистика показывает, что Евросоюз в течение многих лет является крупнейшим экономическим партнёром Российской Федерации во внешней торговле. В ФТС рассчитывают, что и в долгосрочной перспективе эта ситуация не изменится, несмотря на политические и экономические разногласия.
Дальше — больше
По данным ФТС, торговый оборот между Россией и Европейским союзом в 2018 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 20%, составив почти 300 млрд долларов США. На долю Евросоюза в России приходится 43% всей внешней торговли России.
— Растущий товарооборот никоим образом не должен встречать препятствий со стороны контролирующих органов, в первую очередь таможенных. Более того, применение эффективных инструментов таможенного администрирования должно стимулировать бизнес к участию во внешнеторговых операциях, — сказала замглавы ФТС.
Со странами ЕС ФТС заключила 35 соглашений по информационному обмену, а всего международная правовая база включает 314 международных договоров и меморандумов, заключённых с 69 государствами. В ряде европейских стран (например, в Бельгии, Италии, Германии и Финляндии) у ФТС есть из свои представители.
Уровень проверочных мероприятий в отношении компаний, в том числе европейских, зависит от того, к какой категории уровня «добропорядочности» отнесены участники внешнеэкономической деятельности. Так, среди участников Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по состоянию на начало 2019 года к низкой категории риска отнесены 128 компаний, к средней категории — 74, к высокой 4.
При этом доля партий товаров, перемещаемых участниками ВЭД низкого уровня риска, с проведением досмотра составила всего 0,5%, а с запросом дополнительных документов и сведений — около 3%. По среднему и высокому уровням риска соответствующие показатели – 3,3% и 8,1%.
Зелёные коридоры
В ФТС уверяют, что упрощению и ускорению таможенных процедур способствует реализация проектов зелёного коридора.
Суть проекта состоит в создании института предварительного информирования о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Обмен предварительной информацией, говорят в ФТС, позволяет «повысить корректность и качество работы системы управления рисками».
По данным таможенного ведомства, в рамках «зелёного коридора» с таможенной службы Италии в 2018 году оформлено 135 деклараций товаров.
— Конечно, это мало. Конечно, это только начало, поэтому очень надеемся на то, что все эти начинания никоим образом не закончатся на этапе пилотных проектов, что они будут развиваться, и на будущий год количество деклараций должно увеличиться в разы, — заявила Голендеева.
По ее словам, сейчас ведомство в рамках уже заключённого меморандума с Нидерландами договаривается о конкретных технических параметрах обмена, в том числе предварительной информацией.
Таможня же Финляндии для налаживания информационного обмена с российской службой прорабатывает сервис «доверенной третьей стороны».
Планируется, что сведения из одобренных таможней Финляндии документов будут поступать в ФТС от участников ВЭД через информационные интеграторы, имеющие необходимую аккредитацию — российское юридическое лицо, которое будет подтверждать неизменность передаваемых данных. Проект хотят запустить в ближайшее время.
Кровеносная система
Немаловажный аспект наращивания товарооборота и ускорения процесса прохождения границ – совершенствование процедуры транзита товаров. Вопросы по развитию транзитного потенциала европейского региона, а также сопряжение транзитных систем России и Евросоюза ФТС обсуждает в рамках взаимодействия с Еврокомиссией, а также на заседаниях экспертной группы на площадке Всемирной таможенной организации.
— Правильная, грамотная организация транзита – это кровеносная система перемещения товаров между странами. Применяемые меры позволяют повысить прозрачность схем поставок товаров, снизить объёмы серого импорта, а также упростить и ускорить процесс таможенного оформления транзитных грузов в России, а в перспективе и с Евразийским Союзом, её торговыми партнёрами, — сказала Татьяна Голендеева.
Фото: aebrus.ru