В декабре 2018 года Федеральная таможенная служба (ФТС России) обсудила с бизнесом результаты правоприменительной практики. Предлагаем вам тезисно ознакомиться с главными заявлениями представителей ведомства.
Руслан Давыдов, первый заместитель руководителя ФТС России
- Основные причины задержки создания единой системы электронных таможен и ЦЭД связаны не с таможенными технологиями, а с необходимостью создания инфраструктуры для переезда таможенных органов на государственные площади. К 1 июля 2019 концентрация декларирования в ЦЭДах превысит 50%.
- Показатели авторегистрации и автовыпуска очень приличные. Авторегистрация экспорта — больше 80% деклараций. Но всех волнует конечный результат, а для компаний низкого уровня риска по автовыпуску экспорта у нас показатель всего 40% и по автовыпуску импорта — 25%. Импорт у нас сильно подрос и по авторегистрации, и по автовыпуску с 1 декабря 2018 года после программных доработок. Мы видим существенные изменения в лучшую сторону.
Мы разработали стандарт совершения таможенных операций и ждём от бизнеса предложений по насыщению этого стандарта элементами с точки зрения качества этих операций. Не должно быть отличий в подходах разных таможенных органов, за исключением тех, которые связаны со спецификой товаров или видов транспорта.
- Количество заявок на получение статуса уполномоченного экономического операторв (УЭО) относительно потенциала невысокое. По новому порядку зарегистрировано всего 12 УЭО. Связано это с автоматическим категорированием, в котором около 8 тысяч участников ВЭД. Получив низкий уровень риска, компания не заинтересована в получении статуса УЭО.
- Надо синхронизировать работу ЦЭД и постов фактического контроля, так как последние размещены в местах естественного движения товара, иначе смысл работы «7/12» теряется. Круглосуточную работу предусматриваем, но в меньшем объёме. Там, где необходимо, будет предусмотрена ночная смена, но пониженной штатной численности. Мы возьмём вопрос в проработку с региональными таможенными управлениями.
Григорий Боярский, заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России:
- В Новороссийском ЦЭД сейчас оформляются декларации Новороссийской таможни, но в перспективе будут оформляться все товары, перемещаемые морским транспортом через порты Южного федерального округа.
- Будет поэтапно внедряться принципиально новая технология выбора места декларирования товаров — технология автоматической диспетчеризации деклараций, предусматривающая автовыпуск информационной системой. При разработке технологии будет учитываться компетенция таможенного органа по виду товара или виду транспорта, место налогового учёта декларанта, место нахождения товара, время работы ЦЭД, наличие нештатных ситуаций и целый ряд других факторов. Будет реализовано не только автораспределение между ЦЭДами, но и внутри самого ЦЭД конкретному инспектору.
Мы ведём работу по изменению базовых приказов по регистрации деклараций, совершению операций в электронной форме, удалённому выпуску и так далее. Планируем издать эти приказы в 2019 году.
- При поступлении декларации на товары (ДТ) в информационную систему планируется реализовать её автоматическую проверку и направление декларанту рекомендаций по устранению ошибок, что сократит срок проверки ДТ.
Елена Ягодкина, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России:
- Денежные средства по единым лицевым счетам (ЕЛС) мы учитываем по единому остатку без указания платёжного документа. Новая система учёта по единому остатку вызвала вопрос, как предоставлять подтверждение фактической уплаты НДС при его возмещении в налоговую. Документ, подтверждающий факт уплаты, — это ДТ. Мы направили разъяснения ФНС, которая должна поменять свои бизнес-процессы. Дополнительно мы будем обмениваться данными с налоговой в случае проведения ими проверки в части возмещения НДС.
Приказ об отчётности таможенных представителей находится на регистрации в Минюсте. Новая форма отчётности не расширяет сведения, необходимые для предоставления, а сокращает их, и построена на базе предыдущей отчётности. Сейчас мы рекомендуем использовать предыдущую форму отчётности.
- При исчисление сроков уплаты таможенных платежей мы опираемся на бумажные документы, так как по законодательству электронные документы не имеют юридического значения. Соответственно, опираемся на данные Почты России о получении уведомлений юридическим лицом на бумаге.
- Единственным юридически значимым документом, подтверждающем уплату задолженности, является корректировки декларации на товары. Нужно не только перечислить денежные средства на лицевой счет таможни, но и распорядится ими в счёт погашения задолженности путём подачи корректировки ДТ. Мы дорабатываем сервис личного кабинета, который будет предусматривать возможность в Личном кабинете формировать КДТ и в случае наличия денежных средств на счету автоматически списывать в счёт погашения задолженности.
Денис Терещенко, начальник Центрального информационно-технического управления ФТС России (ныне заместитель главы ФТС):
- Мы готовим большие изменения в КПС Портал Морской порт в части передачи в информационную систему таможенных органов документов на судно и предварительной информации на товары в уточненной конфигурации. Обеспечим возможность автоматического скачивания справочников, добавим электронный сервис для подписки и получения обновлений.
- Мы достаточно серьёзно обновляем платёжные сервисы лицевого счёта.
До конца 2018 года мы заканчиваем доработку сервиса Личный кабинет участника ВЭД. Новая версия будет доступна к февралю 2019 года.