Онлайн-покупки задекларирует Почта

Совместный эксперимент Почты России и Федеральной таможенной службы (ФТС России) позволит автоматически оплачивать таможенные пошлины за интернет-покупки, стоимость которых превышает 500 евро. Теперь зарубежные онлайн-магазины будут передавать данные покупателя уполномоченному оператору, то есть Почте России.

В пресс-службе Почты России рассказали, что они совместно с ФТС подготовились к эксперименту заранее, разработав специальное технологическое решение: электронные сервисы позволят взимать таможенную пошлину непосредственно в момент покупки товара на маркетплейсе.


В теории

Согласно разработанной технологической схеме во время совершения интернет-покупки в зарубежном магазине сведения о товаре и покупателе направляются Почте России, которая обрабатывает поступившую информацию. Если цена или вес посылки превышают установленный порог, то покупатель обязан уплатить таможенную пошлину.

С начала 2019 года ценовой порог беспошлинного ввоза составляет 500 евро, но с 2020 года страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) хотят понизить его до 200 евро.

Оплатить пошлину можно будет сразу – онлайн с помощью своей банковской карты. Почта России принимает платёж и передаёт сведения о нём в ФТС.

Российские форумы пестрят едкими комментариями любителей интернет-шопинга:

Я вот одного не пойму: Почта России каким макаром себе вообще монополию захапала? Неужто кроме неё больше некому возить товары из Китая по относительно выгодным ценам? — Ярила, форумчанка.

Я ни разу не заказывал у дяди Ляо что-то дороже рюкзака. Но! Я хочу одну штуку, которая стоит «штукарь» американских рублей. Мне и эту-то сумму тяжело накопить, а теперь триста баксов сверху надо будет заплатить? Только потому, что в РФ такого не делают? Про перепродаванов вообще молчу, – Нази, форумчанин.

Комментаторы сходятся в одном: редко кто заказывает товар дороже 500 евро, поэтому пока по российскому покупателю понижение порога ударит не сильно, а схема оплаты через Почту России организована «нормально», потому что «не нужно никуда ехать, ничего заполнять».

При этом вероятность того, что теперь российский покупатель предпочтёт отечественный магазин зарубежному, возрастает, и это не может не радовать российских бизнесменов.

На практике

В пресс-службе Почты России нам сообщили, что в «ближайшее время» возможность онлайн оплаты пошлин станет доступна покупателям крупнейших маркетплейсов — к эксперименту смогут подключиться любые международные торговые площадки. 

Мы провели свой эксперимент, чтобы понять, что же реализовано уже сейчас.

В приложении одного из самых популярных зарубежных онлайн-магазинов мы выбрали товар и оформили покупку. В ответ приложение предложило согласиться с условиями и положениями магазина, в том числе, принять оферту о декларировании отправлений, которая содержит такую оговорку: «Мы передаём ваши данные уполномоченному оператору и в дальнейшем ответственность не несём». Там же есть ссылка на оферту Почты России.

Из текста оферты следует, что уполномоченный оператор от имени декларанта (покупателя товара) обязуется задекларировать товар и, если стоимость покупки превышает норму беспошлинного ввоза, уплатить пошлину на счёт ФТС России. Декларант, в свою очередь, обязан сообщить уполномоченному оператору необходимые для оплаты сведения и, если требуется уплата пошлины за товар требуется, перечислить платёж.

Если заказ будет направлен по почте, AliExpress [или другой онлайн-маркет] предложит Вам перейти на ресурс Почты России для оплаты таможенной пошлины. При оплате пошлины потребуется ещё раз ввести номер карты. В случае отказа от оплаты пошлины на AliExpress, оплатить пошлину можно будет позже, — ответили нам в Почте России.

Таким образом, сведения о любой покупке — будь то носки за 100 рублей или кофе-машина за 100 тысяч – попадают к Почте России. Немного отходя от темы, можно предположить, что обладая такой информацией, маркетологи Почты смогут следить за спросом и формировать своё предложение, используя современные технологии контекстной и таргетированной рекламы.

«Ресурс Почты России», с помощью которого можно будет оплачивать таможенную пошлину, – явление и вовсе загадочное: на официальном сайте компании ссылок на него нет, на сайте customs.pochta.ru — тоже.

Время покажет

Но что делать покупателям, которые выбирают доставку иной службой? Кто декларирует их товар и как они оплачивают пошлины? В том же интернет-магазине мы попробовали выбрать доставку курьером (что превысило стоимость самого товара в два раза), но и в этом случае нам предложили согласиться с передачей данных Почте России. Значит, уполномоченный оператор всё равно узнаёт, что мы заказали и на какую сумму. Если Почта России отвечает только за те посылки, которые доставляет сама, то зачем ей и эти данные? Вопросы пока остаются открытыми.

Присутствует в оферте Почты России и пункт, который возлагает ответственность за нарушение таможенного законодательства, связанное с непредставлением документов или представлением недостоверных сведений, на декларанта.

Здесь важен один нюанс: зарубежные продавцы нередко вкладывают в свои отправления подарки, а некоторые недобросовестные поставщики порой заменяют товар на другой по своему усмотрению. В результате может получиться так, что к ответственности за это привлекут ничего не подозревающего покупателя.

Главные требования к площадкам – ответственность за достоверность информации о реализуемых товарах и прозрачная логистика, — «успокаивают» в пресс-службе Почты России.

Очевидно, что теория пока опережает практику и да, идея в целом хороша. Во-первых, это мера поддержки российского бизнеса, во-вторых, – инструмент анализа рынка и потребительского спроса, а в-третьих, покупателю не придётся сталкиваться с трудностями декларирования товара.

О реализации же судить пока рано, так как старт проекта всё время отодвигается на «ближайшее время». ПРОВЭД-МЕДИА следит за экспериментом и будет держать вас в курсе событий.

Фото: pixabay.com