Предварительное информирование «на море»: много шума и ничего?

Подача в таможенные органы предварительной информации о предполагаемых к ввозу водным транспортом товарах стала обязательной с 1 июля 2019 года. Принесло ли предварительное информирование морским перевозчикам и импортёрам обещанный профит – ускорение и облегчение оформления грузов в порту, ПРОВЭД-МЕДИА поинтересовался у перевозчиков и импортёров.

Это того не стоило

Напомним, что с указанной даты морские перевозчики должны подавать в таможенные органы обязательную часть предварительной информации (ПИ) до прибытия товаров в порт. Расширенная же ПИ подаётся любым заинтересованным лицом (экспедитором, таможенным представителем, получателем груза) по желанию. Внедрение предварительного информирования обсуждалось на многочисленных совещаниях, долгие месяцы буксовало и откладывалось, подвергалось критике со стороны многих участников рынка. И вот спустя почти четыре месяца участники ВЭД разных регионов открыто заявляют: это того не стоило.

Основное отличие от ранее действовавшего порядка заключается в том, что инспекторы таможни больше не участвуют в комиссии на борту судна – все прибывающие в порт суда оформляются дистанционно. Но комиссия  — это коллегиальный орган, состоящий из должностных лиц различных государственных контрольных служб, а для ветеринарных и фитосанитарных грузов участие надзорных ведомств и бумажные документы требуются по-прежнему. Поэтому для импортёров  скоропортящейся продукции, а это львиная доля всех грузов, прибывающих в страну морем, и такое улучшение не сыграло особой роли.   

Гора родила мышь

По информации морских перевозчиков разных регионов, для них  время оформления прибытия судна не изменилось: вместо комплекта бумажных документов, они теперь тратят практически столько же времени на внесение предварительной информации в электронном виде. Не избавило обязательное ПИ перевозчиков и от посредников: «Из-за несоответствия форматов портала и систем перевозчиков мы по-прежнему получаем разрешение на выгрузку в виде штампа на манифесте, так как терминалы и таможенные посты не видят решения, принятые постом оформления прибытия», рассказывает  заместитель гендиректора филиала Юнифидер в Санкт-Петербурге Андрей Андреев.

Как стало известно ПРОВЭД-МЕДИА,  подача ПИ в электронном виде никак не сказалась на сроках вывоза грузов из порта – о каком-либо ускорении и упрощении речь даже не идёт, а импортёры и вовсе не видят необходимости подавать расширенную ПИ. По некоторым данным, с 1 июля 2019 года ПИ подавалась импортёрами в 0,0007% случаев от общего числа импортных контейнеров.

«Можно сказать, что «родила гора мышь», — комментируют участники рынка историю с введением обязательного предварительного информирования, откровенно называя его бесполезным.