Знак «ЕАС»: почему нельзя маркировать товар после его выпуска таможней?

В Департаменте таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии (ДТЗиПП ЕЭК) считают, что таможенное законодательство Евразийского союза (ЕАЭС) не обязывает участников ВЭД подтверждать наличие маркировки товаров единым знаком обращения («ЕАС») при помещении товаров под таможенную процедуру. Более того, не предусмотрена и обязанность таможенных органов проверять нанесение указанной маркировки для принятия решения о выпуске товаров.

Все не в ногу

Таможенные службы Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении тоже полагают, что маркировка знаком «ЕАС» не говорит о безопасности продукции, и в её нанесении до ввоза нет смысла: таможне достаточно разрешительных документов, а проверкой маркировки и безопасности товаров должны заниматься уполномоченные органы на внутреннем рынке.

Так, по информации Комитета государственных доходов Армении «производители могут осуществить маркировку товаров на любом этапе производства или подготовки к отчуждению на выбранной ими территории, но не позднее, чем до отчуждения товаров».

И только российская таможня, которая давно и регулярно отказывает в выпуске товаров из-за отсутствия на них знака «ЕАС», считает иначе — в российском ведомстве убеждены, что так таможенный орган «обеспечивает безопасность продукции». Но и к этому аргументу эксперты относятся весьма скептически.

Проблема терминологии

«В решении ЕЭК № 711 написано, что маркировка осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок ЕАЭС. При этом выпуск в обращение приравнивается к ввозу, что кардинально неправильно», — считает заместитель председателя Комитета по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Вильгельмина Шавшина.

«В международной практике есть две терминологические конструкции release of goods (выпуск таможенными органами) и placing on the market (выпуск товара на рынок), а в Договоре [о ЕАЭС] термин только один. Надо поправить договор, а не подстраиваться под то, что есть», — говорит юрист «Пепеляев Групп» Александр Косов.

В ДТЗиПП признают, что зафиксированное в законодательстве ЕАЭС понятие «выпуск продукции в обращение» требует уточнения из-за его двусмысленности. В Департаменте развития предпринимательской деятельности ЕЭК отмечают, что «выпуск в обращение» означает введение продукции в гражданский оборот (распространение) на таможенной территории (то есть продажу, обмен и так далее), а «выпуск товаров» в рамках таможенного регулирования предполагает только выпуск на территорию ЕАЭС, «то есть пересечение таможенной границы для дальнейшего перемещения по его территории, но не введение в гражданский оборот».

Условный выход

По словам импортёров, «острота проблемы снята» за счёт условного выпуска товаров для целей маркировки, но предоставленных таможней 45 дней мало — в России нет достаточного числа лабораторий, чтобы уложиться в этот срок.

«По факту сейчас процедура занимает около трёх месяцев. Не успели в срок — административная ответственность. Получается, нельзя исполнить требование, потому что государство не продумало этот вопрос», — говорят бизнесмены.

По мнению бизнес-сообщества, таможня не должна отказывать в выпуске товаров из-за отсутствия на нём знака ЕАС при наличии всех необходимых разрешительных документов, а маркировать товар можно и после выпуска. Это, уверены предприниматели, упростит условия предпринимательской деятельности без ущерба интересам потребителей и безопасности продукции.

Неэкономная экономика

«Иностранному производителю, у которого товар на линиях, сложно производить специфические этикетки на русском языке. Мы недавно перешли на уникальные артикульные номера, чтобы наносить этикетку на русском языке, но до этого свозили товары в Литву и Эстонию и там переклеивали — единовременно по восемьсот контейнеров. Но даже нам было сложно переубедить отправителя. Поэтому и свозят все в Прибалтику, в Польшу и там маркируют для России», — сказала начальник таможенного отдела IKEA Юлия Гертель на прошедших в ЕЭК 25 апреля 2019 года открытых консультациях по проблеме маркировки знаком «ЕАС».

Предприниматели уже давно не спорят с необходимостью наносить маркировку в полном соответствии с требованиями технических регламентов. Они просят об одном — разрешить маркировать товары в России, потому что платить за это на рынке иностранных государств деньгами российской экономики — совсем не про экономическое развитие собственной страны и не про защиту её экономических интересов.

Долгий путь к решению

Российский бизнес не раз обращался в ЕЭК с этим вопросом. В 2016 году директор Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Бауржан Бекешев в ответном письме участникам ВЭД сообщил, что маркировка знаком «ЕАС» «может быть осуществлена после выпуска ввозимых товаров таможенными органами и до момента их реализации (введения в гражданский оборот) на таможенной территории ЕАЭС в рамках коммерческой деятельности», а наличие на ввозимых товарах маркировки не является условием их выпуска.

В 2018 году в ЕЭК признали, что маркировка товаров единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС — препятствие свободному перемещению товаров и включили этот вопрос в «Белую книгу» ЕЭК (перечень выявленных на рынке ЕАЭС препятствий, устранение которых необходимо для успешного функционирования внутреннего рынка). Теперь идёт речь о том, чтобы перенести этот вопрос из «Белой книги» в соответствующую «дорожную карту». Кроме того, необходимо инициировать изменения во все технические регламенты.

Судя по всему, маркировать продукцию знаком «ЕАС» на территории России импортёры смогут ещё не скоро. Пока же в ЕЭК работают над изменением Решения Коллегии ЕЭК № 294 «Порядок ввоза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования».