Действующие нормативные акты предусмотрели возможность использования Россельхознадзором для проведения госконтроля на границе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможню. Однако на практике реализовать эту возможность пока не удаётся.
Предварительной информации о грузе, которую морские перевозчики подают в Портал Морской порт, недостаточно для того, чтобы инспектор Россельхознадзора мог принять полноценное и однозначное решение в рамках ведомственного контроля, сообщили в Россельхознадзоре.
— Пока в Портале не будет от участников ВЭД добавлена полная информация, которая необходима нам, то это невозможно. Приведу пример — кофе. Он может быть зелёный в зёрнах, который нам подконтролен, а может быть молотый в банках, который не подлежит фитосанитарному надзору. В Портале же мы видим только «кофе» и не можем принять решение, — пояснил ПРОВЭД-МЕДИА руководитель Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Сергей Кармазин.
По словам главы Управления, расширение возможностей Портала не раз обсуждалось в рамках различных рабочих групп и с ФТС, и с Минэкономразвития, и на базе Балтийской таможни. проводились встречи на которых показывали технические возможности наших систем, таможенных органов.
— Такая опция появится, об этой проблеме знают все, — добавил Сергей Кармазин.
Единая СУР
Также на уровне центральных аппаратов ФТС и Россельхознадзора продолжаются консультации по вопросу совместного управления рисками.
В ФТС считают, что полноценная деятельность по совместному с Россельхознадзором использованию СУР возможна после проработки и решения целого ряда проблемных вопросов. Так, необходимо утвердить виды, форму и структуру планируемых к использованию профилей рисков, порядок их заполнения, а также порядок действий должностных лиц Россельхознадзора при оценке рисков, при их разработке, согласовании, актуализации и отмене профилей рисков, применении мер по минимизации рисков и учёте их результатов.
Кроме того в 2018 году в ФТС заявляли о необходимости принятия документов, которые определят периодичность и формы категорирования; критерии, характеризующие деятельность участников ВЭД, методики оценки этих критериев; условия отнесения участников ВЭД к соответствующим категориям и дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков.
Однако, по словам Сергея Кармазина, выявляемые риски Россельхознадзор согласовывает и с таможней, которая, со своей стороны, тоже видит риски смежного ведомства.
— Да, единой системы управления рисками пока нет, и это связано с разными причинами. Есть определённые наработки у таможни, есть наши наработки. Как правило, когда уже существуют две информационные системы, интегрировать их друг в друга достаточно сложно — для этого требуется время. Но есть и желание, и стремление, и мы все понимаем, что придём к этому. Мы за интеграцию, — заключил Сергей Кармазин.