Верховный суд РФ подготовил новый проект постановления пленума, который упразднит ряд положений прежнего постановления от 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства». Помимо разъяснений по вопросам таможенной стоимости, в проекте затронуты вопросы классификации товаров и возврата таможенных платежей.
Безосновательные изменения
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, таможенные органы уполномочены выносить решения о классификации товаров. В случае судебного разбирательства суд должен проверять обоснованность классификационного решения, которое принял таможенный орган. Для этого и таможенники, и декларанты, представляют свои доказательства, которые должны подтверждать свойства и характеристики декларируемого товара. Для того, чтобы решение таможенного органа было признано неправомерным, возможны два варианта: либо код, который выбрали таможенники, неправильный, либо правильным был изначально заявленный код, и у таможенных органов не было оснований его менять.
ВС РФ определяет, что для разрешения споров, вызванных неоднозначными подходами к классификации товара, суды могут принимать во внимание рекомендации и разъяснения по классификации, которые дает Всемирная таможенная организация (ВТамО) в отношении спорных товаров (и в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении). Кроме того, чтобы подтвердить правильность выбранного кода, участники ВЭД и представители таможни могут ссылаться на международную практику классификации ввезённых товаров в странах, которые тоже используют Гармонизированную систему.
Для этого необходимо предоставить в суд классрешения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, в которых будет содержаться обоснование классификации и другие доказательства. Тем не менее, заранее установленной силы такие доказательства все равно иметь не будут и послужат лишь дополнением к другим основаниям выбора кода.
Возврат платежей
Если спор возник из-за возврата таможенных платежей, суд оценивает доказательства, которые декларант представил таможенному органу для подтверждения факта переплаты, указав на необходимость проведения таможенного контроля в отношении сведений, заявленных в корректировке декларации. Таможенный орган, в свою очередь, представляет доказательства, подтверждающие законность отказа во внесении изменений.
Когда суд признаёт решения таможенного органа, влияющие на исчисление таможенных платежей, незаконными, то судебным актом он возлагает на таможенные органы обязанность по их возврату. При этом у декларанта не должно быть задолженностей по уплате иных таможенных платежей на момент рассмотрения дела. Окончательный размер суммы, которую необходимо вернуть, определяется таможенным органом на стадии исполнения суда. В определённых случаях суд сам может определить конкретную сумму, подлежащую возврату.
Восстановление прав
Излишнее внесение таможенных платежей из-за незаконного решения таможенного органа и истечение срока возврата платежей — нарушение прав декларанта и повод обратиться в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесённых в бюджет платежей в течение трёх лет со дня, когда он узнал о нарушении своих прав. Суд должен рассмотреть требование декларанта независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ таможенного органа в возврате таможенных платежей.
Кроме того, таможенные органы будут обязаны выплатить декларанту проценты, чтобы компенсировать потери, причинённые незаконным изъятием денежных средств. Проценты будут начисляться со дня, следующего за днём внесения платежей в бюджет до даты фактического возврата.
С текстом документа можно ознакомиться по ссылке: Пленум ВС
Оставить комментарий