Участники ВЭД сообщают об очередной проблеме, характерной для морских портов страны: таможни выставляют на досмотр контейнеры по профилям рисков, а у терминалов (СВХ), на которых размещён прибывший груз, нет фактической возможности обеспечить проведение досмотра.
Например, для досмотра замороженных товаров (продуктов питания), перемещаемых в рефконтейнерах, требуется наличие у терминала своих подключённых рефов с определённым температурным режимом для осуществления досмотра товара. При этом, как показывает практика, у терминалов не всегда есть необходимое для оборудование.
— У нас пришла «заморзка», таможня по риску выставила её на досмотр, но на Бронке рефов для выгрузки и досмотра не оказалось. Пришлось брать рефконтейнеры в аренду у линии. Таможенники на посту нас послали — «ваши проблемы», терминалам тоже всё равно. А мы только расходы несём — хранение, аренда контейнеров. Груз выпускали неделю, не меньше, — рассказывает участник ВЭД Северо-Запада.
Аналогичная ситуация возникает и с негабаритными товарами.
— На терминале «НУТЭП» Новороссийской таможни возникла необходимость взвешивания 4,2-5,8 метровых алюминиевых профилей, которые невозможно разместить на весах, не повредив. В результате взвешивания из-за отсутствия нужного оборудования груз повредили, — сообщает участник ВЭД южного региона.
А по словам юриста Михаила Шавернева, при досмотре на территории зоны таможенного контроля Крымского таможенного поста таможня выставила требование о полной выгрузке гранитных блоков весом около трёх тонн каждый. Но техническими возможностями для выгрузки массивных блоков, размещённых вдоль контейнера, терминал не располагает — товар лежит в ожидании грузовых операций, которые произвести невозможно.
Из-за непредсказуемости и «секретности» системы управления рисками (СУР) декларант заранее не знает, когда и при каких условиях таможня примет решение о проведении досмотра, — он узнаёт об этом уже после помещения товара на тот или иной склад. При этом участники ВЭД напоминают: терминалы, где хранятся товары, аккредитованы на проведение самых разных грузовых операций, а потому декларанты имеют право рассчитывать на то, что у них не возникнет проблем при перегрузке или выгрузке товаров.
Поможет приказ?
“Для решения проблем, связанных с оборудованием мест временного хранения товаров в морских портах, разработан приказ ФТС России от 18 марта 2019 года № 444, который в настоящее время находится на регистрации в Минюсте. В нём были учтены замечания, поступившие в ходе его общественного обсуждения«, — ответили на запрос ПРОВЭД-МЕДИА в ФТС России.
Приказ утверждает порядок совершения таможенных операций, связанных с временным хранением товаров, и предусматривает обязательное наличие в местах временного хранения в портах обустроенных мест для проведения таможенного досмотра, которые бы позволяли досматривать грузы в любое время года без ущерба досматриваемым товарам. Также документ предусматривает наличие обустроенных специально приспособленных мест, которые предназначены для хранения товаров, требующих особых условий хранения.
В ФТС нам также сообщили, что по инициативе ведомства в паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» включены мероприятия по установлению требований к собственникам расположенных в пунктах пропуска зданий, помещений и сооружений. Требования затрагивают строительство, реконструкцию, оборудование и техническое оснащение, а также правовое закрепление механизма закрытия пунктов пропуска либо приостановления их деятельности в случае длительного неисполнения собственниками инфраструктуры таких требований.
При этом, отметили в ФТС, ответственным за деятельность пунктов пропуска является Минтранс. Он же уполномочен готовить предложения о целесообразности установления или закрытия пунктов. Видимо, владельцам терминалов всё же стоит задуматься о техническом оснащении своих площадок.
Вопросы без ответов
Пока же импортёры оказываются заложниками ситуации: таможня отказывается менять меру по минимизации риска, несмотря на то, что провести досмотр невозможно не по вине декларанта, а терминалы решать проблему отказываются, кивая на таможню. Из-за этого декларант вынужден за свой счёт либо перевозить груз на другие терминалы, либо изыскивать способ доставить в место хранения груза необходимое оборудование, чтобы таможня могла досмотреть товар. В любом случае импортёр несёт существенные финансовые убытки из-за невозможности таможни и терминала организовать досмотровые операции.
На вопросы, может ли инспектор таможни изменить меру по минимизации риска (досмотр), если его проведение по объективным причинам и не по вине декларанта невозможно, а также на каком основании инспектор откажет в выпуске, если досмотр так и не будет проведён, в ФТС не ответили.
Остаётся загадкой и то, кто возместит декларантам убытки, связанные с организацией проведения досмотра (перемещением груза на другой терминал, арендой рефконтейнеров и так далее), — таможня ли, терминал ли. Увы, во взаимоотношениях с таможней слишком многое приходится относить на «предпринимательские риски» в ситуациях, когда никто ни за что ответственности не несёт.
Оставить комментарий