Таможня на СВХ или СВХ при таможне?

Федеральная таможенная служба (ФТС России) конкретизировала порядок учреждения и функционирования частных СВХ и СВХ таможенных органов.

Новый порядок

Порядок учреждения и функционирования СВХ утверждён приказом ФТС от 17 января 2019 года № 47. Приказ ведомство разработало на основании закона о таможенном регулировании.

В соответствии с порядком решение об учреждении СВХ принимает начальник таможни или таможенного поста по инициативе заинтересованного структурного подразделения.  Копия приказа о создании склада вносится в Автоматизированной информационной системе центрального реестра субъектов ВЭД (АИС ЦРСВЭД), входящей в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенных органов. Там же размещаются данные о месте нахождения таможни, видах транспорта, которыми возможно доставить товар на склад, размеры площадки и прилегающей территории, сведения о поддержании температурного режима, возможности хранения товаров, требующих особых условий, контактные данные и режим работы СВХ. При этом зона таможенного контроля должна быть создана не позднее дня издания приказа.

Если информация о коммерческих складах общедоступна, то о государственных сайт ФТС умалчивает. Пункт про размещение данных в АИС ЦРСВЭД подразумевает, что теперь мы сможем узнать об СВХ таможенных органов всю необходимую информацию. Но наблюдать за изменением количества казённых СВХ и их возможностями имеет смысл лишь через несколько месяцев. 

Что с бизнесом?

Концепция развития таможенных органов до 2020 года предполагает концентрацию таможенного оформления в шестнадцати центрах электронного декларирования (ЦЭД). Что будет со складами временного хранения (СВХ), которых сейчас более шестисот? Сработает ли здесь принцип «лучше меньше да лучше»? 

В реестре владельцев СВХ числится 612 юридических лиц. Склады — отапливаемые и не отапливаемые, различных площадей и объёмов, для разных видов транспорта и условий хранения — есть в зоне деятельности всех таможенных управлений. СВХ мигрировали по стране вслед за логистическими потоками и меняющимися концепциями таможенного администрирования. Значительное конкурентное преимущество имеют те склады, на территории которых размещаются таможенные посты. Но, если постов станет меньше, и таможня активно начнет открывать свои СВХ, то склад как бизнес перестанет быть рентабельным?

В своё время таможня сказала: нужно создавать склады временного хранения, но у государства не было денег. Включился бизнес, создали склады. Потом мы убедились, что это создает дополнительные возможности для коррупции, и таможня совершенно справедливо сказала: бизнес должен уйти из таможни. Правильный тезис, но сколько лет мы потеряли? — сказал вице-президент ТПП РФ Георгий Петров на заседании Круглого стола о таможенном администрировании в России.

Время таможенных СВХ?

Нам удалось найти всего четыре СВХ, учреждённых таможенными органами. Это СВХ Алтайской , Новосибирской, Дагестанской и Минераловодской таможен. Отметим, что ни один из этих складов не работает с подакцизными товарами.

Хранение на государственных СВХ не бесплатное — расценки определены постановлением Правительства РФ № 1082: 1 рубль с каждых 100 килограммов веса товаров за каждый день хранения, а в специально приспособленных для хранения отдельных видов товаров помещениях — 2 рубля с каждых 100 килограммов. Причём неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день — к полному. К примеру, день хранения автомобиля с грузом, не требующим особых условий хранения, общим весом 15 тонн обойдётся в 15 тыс. рублей в сутки.

Сравним с ценами не таможенного СВХ: фиксированная стоимость 10 тыс. руб. за одно транспортное средство, плюс 20% НДС. Итого, пятнадцатитонный автомобиль обойдется в 12 тыс. руб. Если его вес больше, а особые условия хранения не требуются, то цена за сутки останется прежней. Начиная с третьих суток с момента помещения товара на СВХ – цена за одно стояночное место составит 3 тыс. руб. в сутки.

При таких тарифах СВХ таможенных органов вряд ли составят конкуренцию коммерческим. Кроме того, обустройство территории под СВХ требует финансовых и кадровых ресурсов, а кадров в таможне с уменьшением количество постов становится все меньше, а нагрузка на них увеличивается. Дешевле разместить пост фактического контроля на территории СВХ, чем организовывать СВХ таможенного органа. Поэтому говорить об уходе бизнеса из таможни пока рано.

Фото: cargo.yadviga.ru