Тепловые пушки и ночные досмотры: в Петербурге обсудили предложения по решению досмотровых проблем в порту

О проблемах, связанных со сроками хранения грузов в российских портах, осуществления терминальных операций и проведения таможенных досмотров говорят постоянно. Досмотры и без того дорого обходятся участникам ВЭД, но если речь идёт о досмотровых операциях в порту, где терминалы перегружены, а растарка и затарка занимает от нескольких часов до нескольких дней, то издержки возрастают в геометрической прогрессии.

Таможне не хватает кадров

Сегодня в Санкт-Петербурге представители компаний участников ВЭД и экспедиторов обсудили возможности оптимизации досмотровых операций на встрече, проведённой по инициативе одного из операторов контейнерных терминалов.

В ФТС крайне озабочены тем, как сократить сроки нахождения контейнеров на терминалах. Озабочены больше, чем вы и мы вместе взятые. Доходит до смешного — предлагают, чтобы контейнеры, которые приходят обмороженные, быстро разгружались, нам надо закупить пушки и ими контейнеры обогревать, хотя у нас есть парогенераторы. Или «давайте поставим сканеры и пусть сканеры считывают пломбы и номера контейнеров». Вот такая примерно глубина знаний сотрудников таможенных органов, — рассказал представитель компании терминального оператора.

При этом скорость терминальной обработки контейнера в порту во многом зависит от скорости проведения досмотров, то есть работы таможенников. По словам участников ВЭД, перед руководством Балтийской таможни поставлен вопрос о том, почему сотрудники отдела применения системы управления рисками (ОПСУР) долго выезжают на досмотр. Таможня же объясняет эту проблему дефицитом кадров и формированием нового Центра электронного декларирования.

Я, например, не всегда информирован, что будет досмотр. Таможенные органы порой присылают требование через пару-тройку дней — попросту забывают. За это время таможня уже должна бы была досмотреть груз, но ищет меня. А получив требование, я не знаю степень досмотра и подробностей. Для этого я прихожу к таможенному инспектору «на роспись» с утра. Он с половины девятого утра начинает работать, но зачастую к нему попадаешь к 11 часам или к 12. И только тогда я узнаю, что от меня хотят, — делится опытом представитель экспедиторской компании.

Дайте информацию экспедитору. Каждый раз мы своих представителей, которые растамаживают груз, трясём и спрашиваем, какая степень растарки и досмотра. Пока не позвонишь инспектору — ничего не узнаешь. Экспедитор не в курсе, какой контейнер будет выставлен, — добавляет сотрудница одной из логистических компаний.

Однако, по словам представителя оператора контейнерных терминалов, в январе 2019 года Балтийская таможня издала приказ о том, что таможенники должны в электронном виде информировать все терминалы о факте проведения таможенного досмотра.

Кроме того, на днях в таможне участникам ВЭД сообщили, что рассматривают возможность проведения ночных досмотров.

Переход на слотирование

Ещё одна проблема, характерная для некоторых терминалов, — отсутствие докеров. Экспедиторы сообщают, что, например, на Первом контейнерном терминале Большого порта Санкт-Петербург (ПКТ) докеры-оптимизаторы работать не хотят и людей не хватает.

На терминале эту проблему предлагают решить введением «слотирования», то есть дать возможность клиентам терминала выбрать время, к которому контейнер будет выставлен на досмотр, чтобы распределить силы и возможности площадки.

На ПЛП (терминал Петролеспорт, — прим. авт.) это есть. Можно заявить на 9 утра и к 9:30 досмотреть. А на ПКТ просто оставляешь заявку. С утра идёшь к таможне, там досмотр расписывает старший смены или начальник отдела — дальше идёшь к докерам и там дают бригаду. Но пока таможня расписала — докеров разобрали. На том же КТСП (ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», — прим. авт.) очередь с 8 утра надо занимать. Идея со слотированием правильная, — пояснил ПРОВЭД-МЕДИА один из участников встречи.

К сожалению, не все проблемы можно решить силами и возможностями терминалов. Участники ВЭД рассказали и о том, что периодически досмотры задерживаются по причине поломки ИДК (инспекционно- досмотровых комплексов). Из-за технических проблем с ИДК стоят не только контейнеры в порту, но и собираются в длинные очереди автомашин на разных таможенных постах страны.

Фото: www.fct.ru