Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) в Санкт-Петербурге продолжило разбираться в непростом деле хранения изъятых Балтийской таможней товаров на коммерческих складах. На втором заседании в УФАС не обошлось без участия Санкт-Петербургской и Северо-Западной транспортной прокуратуры, представители которой поддержали позицию бизнеса.
При поддержке прокуратуры
По мнению Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры, обстановка в регионе вокруг хранения изъятых по уголовным и административным делам товаров действительно неблагоприятная, что подтверждается большим количеством обращений от участников ВЭД. По словам сотрудника надзорного ведомства, прокуратура проводила проверки, выявляла нарушения и выносила таможне представления. Северо-Западной транспортной прокуратуре (СЗТП), как оказалось, история с безвозмездным хранением тоже «не нравится».
Читайте также: УФАС рассматривает дело в отношении Балтийской таможни и хранителей изъятых товаров |
Собственник товара не в курсе того, куда попадёт его товар, как формируются цены и как поведёт себя ответственный хранитель, который по факту противодействует максимально быстрому вывозу товара с собственного склада.
— Вопрос на контроле, мы направляли запрос в адрес начальника СЗТУ. Один из выходов — внесение изменений в законодательство, чтобы процедура заключения договоров с хранителями строилась по 44-ФЗ [О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд] через коммерческие предложения с приложением тарифов, где будет средняя стоимость по региону, чтобы не нарушались права участников ВЭД, — сказала представитель СЗТП.
Тем не менее, как-то повлиять на ситуацию и переломить позицию таможни прокуратура, увы, не смогла, о чём представителю СЗТП прямо заявил председатель комиссии УФАС. Участники ВЭД подтверждают: обращения в таможню, включая Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ), и жалобы в прокуратуру приводили лишь к формальным «отпискам».
Порочный круг
По словам участников ВЭД, чьи товары в рамках возбуждённых Балтийской таможней дел были помещены на склады ООО «Партнёр» и «Валро», порой всё сводится к тому, что собственники в принципе лишаются изъятых товаров.
— Товар переходит в распоряжение коммерческих структур, где хранится ненадлежащее образом, а попытки забрать его приводят к требованиям оплатить стоимость хранения, но тарифы существенно завышены. Мы привлечены по двум составам – штраф 110 тысяч рублей, а контейнер месяцы хранится у «Партнёра» по тарифу 25 тысяч рублей в сутки, — рассказывает представитель импортёра.
В результате стоимость хранения значительно превышает и фактическую стоимость товара, и размеры штрафов по административным делам. Более того, по одному из административных дел Балтийская таможня сперва изъяла всё содержимое контейнера, а через несколько дней большую часть изъятого исключила из числа предметов правонарушения. Однако товар, который не должны были помещать на хранение вовсе, до сих пор находится на складе ООО «Партнёр», за который хранитель, разумеется, требует денег по своим «выдуманным тарифам».
— Мы порочный круг решил разомкнуть. Речь о том, присутствует ли факт злоупотребления. По моему мнению, есть все признаки картельного сговора, — считает юрист пострадавшей стороны.
Святая таможня
Примечательно, что вскоре после предыдущего заседания комиссии упомянутое ООО «Партнёр» сменило и учредителя, и своего представителя. Новый представитель «Партнера» на заседании в УФАС не смогла пояснить, откуда берутся столь высокие тарифы. «Это знает только бухгалтер», — сказала она.
Позиция же Балтийской таможни неизменна — сговора нет, злоупотреблений нет, коррупционных проявлений нет, нарушений в действиях таможни тоже нет. Нет, оказывается, ничего, кроме одного — неукоснительного исполнения предписаний ФТС и СЗТУ, которые дали установку на заключение безвозмездных договоров во имя экономии бюджетных средств.
Выход найдут, но позже
В СЗТП полагают, что выходом из сложившейся ситуации могло бы послужить хранение изъятых таможней товаров на складах временного хранения (СВХ). Возможно, когда-нибудь бизнес совместно с прокуратурой добьётся того, что принимать изъятые таможней по уголовным и административным делам товары будут СВХ и таможенные склады, но не все юристы уверены в том, что это решит проблему.
— По нашему мнению, договоры должны быть только возмездными, а решать вопрос нужно только через издержки, возмещая их в том случае, если компания признана виновной. Более того, в этом случае будет отлично видна результативность таможни по возбуждённым делам, — пояснила ПРОВЭД-МЕДИА представитель одной из пострадавших от тарифов хранителя компаний — руководитель юридической фирмы «Магистраль» Марианна Чугаева.
К слову, именно так когда-то в таможне и было, да и сейчас в других регионах ситуация, подобная этой, отчего-то не возникает — то ли все прочие таможенные органы не так внимательно читают указания ФТС и вовсе не стремятся сэкономить бюджетные средства, то ли Балтийская таможня по каким-то причинам переусердствовала с исполнением наказа.
Окончательно разобраться в ситуации УФАС попытается через месяц — следующее заседание комиссии назначили на 27 июня.
Читайте также: Склады ответственного хранения возмещают убытки за счёт участников ВЭД |
Оставить комментарий
Да детский садик какой то! Сговор галимый! Но никто его разглядеть не может. Или не хочет. Для повышения интереса к разбирательству пусть сзтп инициирует ревизию ответственного хранения у Сенько! Там фактов повылезать деть на пять дальнейший разбирательств. А может и реальные дела по самоуправству и утратам с трудом, но выявятся