Федеральный портал управленческих кадров опубликовал на своём официальном сайте Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. В Реестре собрана полная база сотрудников самых разных органов и организаций, освобождённых от должности в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений.
Коррупционеров надо знать в лицо
В перечне есть депутаты, должностные лица региональных администраций, полиции, МЧС, таможни и многих других органов власти. Пока в Реестр внесены данные об увольнениях по коррупционным статьям, начиная с 2018 года.
Среди таможенников в Реестре числятся начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Александр Гетман, уволенный 26 сентября 2018 года, начальник Екатеринбургской таможни Алексей Яговитин, уволенный 3 декабря 2018 года, должностные лица Новороссийской, Хабаровской, Сахалинской, Московской, Бурятской и Читинской таможен. Всего в Реестре из более чем тысячи коррупционеров — лишь девять таможенников. Отметим, что уволенные по «коррупционным» статьям таможенники — это далеко не все сотрудники таможенных органов, пойманные на коррупции, так как не всех таможенных коррупционеров увольняют с формулировкой «в связи с утратой доверия».
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС России) за 2018 год по материалам антикоррупционных подразделений ведомства возбуждено 173 «коррупционных» уголовных дела. Чуть больше половины дел возбуждено в отношении таможенников, остальные – в отношении взяткодателей. В отношении таможенников дела возбуждали и иные правоохранительные органы – таких дел в прошлом году ФТС насчитала двенадцать. Также в прошлом году суды по ранее возбуждённым уголовным делам признали виновными более пятидесяти таможенников.
В конце 2018 года Следственный комитет (СК РФ) опубликовал информацию о самых коррумпированных российских ведомствах. Вопреки расхожему мнению, относящему таможенные органы к одной из самых коррупционноёмких госслужб, первое место «рейтинга», составленного на основании количества возбуждённых СК РФ уголовных дел, заняло Министерство внутренних дел (МВД), второе — Министерство юстиции, третье — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), четвёртую и пятую строчки заняли Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и Министерство природных ресурсов и экологии.
Все карты на стол
Но, разумеется, выявленные в общем-то единичные случаи коррупции не отражают того масштаба коррупционных проявлений в таможне, о котором постоянно твердят участники ВЭД, ежедневно сталкивающиеся с работой таможенных органов. Сама ФТС в прошлом году составила Карту коррупционных рисков, где перечислила наиболее коррупциогенные административные процедуры. Подобная карта, предусмотренная, в том числе, в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, — результат оценки ведомством собственных видов деятельности, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения сотрудниками коррупционных нарушений.
В ФТС признают, что такая вероятность весьма высока в рамках применения таможенниками системы управления рисками, в первую очередь — при контроле таможенной стоимости. Также коррупционноёмкими таможенное ведомство называет процедуры включения участников ВЭД в различные реестры, регистрацию таможенных деклараций и выпуск товаров, проведение таможенных досмотров, контроль после выпуска товаров, административное и уголовное производство и многие другие сферы таможенной деятельности.
Что делать — знают
По сути в карте коррупционных рисков перечислены все основные направления деятельности ФТС. Но в том же документе ведомство декларирует своё намерение минимизировать риски и вести постоянную работу по избавлению службы от коррупциогенных факторов, в том числе, за счёт автоматизации различных процессов, исключения устаревших, избыточных и дублирующихся требований, ограничения доступа к служебной информации.
К 2020 году ФТС обещает, например, ввести электронную пассажирскую декларацию с возможностью применения СУР. Это, по мнению ведомства, не позволит таможенникам затягивать сроки оформления, принимать необоснованные решения о назначении товаров, скрывать факты подачи физическими лицами недостоверных сведений, в том числе при временном ввозе автомобилей для личного пользования. Сейчас, как показывает практика, таможенники не только имеют возможность, например, не принять решение о досмотре или вовсе не проводить в отношении товара таможенный контроль, но и злоупотребляют этой возможностью.
Оставить комментарий