Транспорт и логистика в последнее время живут и развиваются в рамках государственной программы цифровой экономики. Одно из важных направлений этой программы – цифровизация транспортной отрасли. В Министерстве транспорта создана рабочая группа по цифровизации, а некоторое время назад Минтранс выдвинул заявку на утверждение ведомственной программы «Цифровой транспорт и логистика».
Не без разрывов
Плюсы цифровизации очевидны, и, наверное, главный среди них — рост ВВП. Задача цифровизации сегодня, как её видят эксперты, – это не только и не столько создание отраслевых IT-систем, сколько создание систем передачи данных, а также развитие транспортных коридоров. В транспортной же отрасли цифровизация должна стирать грани между различными видами транспорта.
В экспертной среде много говорят о «бесшовности» прохождения Шёлкового пути, об увеличении транзита, и увеличении грузоперевозок в арктическом регионе. Амбициозные планы, о которых, в том числе, рассказал в своём недавнем выступлении Дмитрий Медведев, потребуют совмещения различных видов транспорта, более эффективного использования инфраструктуры и снижения всех барьеров, которые существуют в пунктах пропуска и смены транспорта.
К проблемам цифровизации эксперты относят «цифровой разрыв» или «цифровой барьер» — возможности цифровых технологий огромны, но доступ к ним есть далеко не у всех. Это касается не только уже существующих мобильных технологий, но и космических проектов, так как цифровизация создаёт совершенно новую среду.
В разных странах внедряют проекты транспортных средств будущего, инновационной мобильности — в Соединённых Штатах, например, это проект Лунная Дорога, которая, должна быть вся оцифрована, а информация — передаваться с дороги на бортовое устройство автомобиля и помогать водителю принимать правильное решение во время пути. В Израиле же запустили проект использования медицинских дронов.
— Это понятие существует не только у нас в стране, но и в развитых европейских странах, где тоже существуют угрозы цифрового разрыва. В первую очередь, это владение интернет-технологиями разных категорий, население разных возрастов, — рассказала Виктория Щербакова-Слюсаренко, исполнительный директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» на Морском форуме в Петербурге.
Платформа будущего
Цифровизация требует не только определения понятийного аппарата, создания тематических справочников, глоссариев, но и серьёзного изменения законодательной, нормативной базы. Как сказала эксперт, «работа юристов в разных отраслях предстоит очень серьёзная».
В прошлом году для решения задач между бизнесом и государством под эгидой Минтранса создали Ассоциацию «Цифровая транспортная логистика» (ЦТЛ). Как пояснил Антон Замков, генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» и глава вновь созданной Ассоциации, ЦТЛ должна объединить все цифровые сервисы в единое цифровое пространство для всех участников транспортно-логистических процессов.
Среди проектов Ассоциации — создание цифровой платформы транспортного комплекса, которая станет платформой-регулятором, и, по словам экспертов, не станет монопольным решением. Эта платформа позволит создать на рынке цифровых транспортных услуг доверенную среду по передаче данных в государственные органы, прежде всего, в налоговую и таможенную службы.
Также платформа будет собирать достоверные статистические данные от всех видов транспорта на всех участках транспортировки грузов. Эта статистика позволит принимать оптимальные управленческие решения по инфраструктуре, проектировать развитие транспортных услуг в тех местах, где они необходимы, позволит заниматься управлением перевозками, прогнозом грузопотоков.
Оставить комментарий