Вопрос о создании Приморского УПК стоит остро: 18 августа почти 500 человек вышли на митинг против его строительства, а через три дня прошла общественная дискуссия «Приморский порт «за» и «против».

Конкуренция с Прибалтикой

Приморский универсально-перегрузочный комплекс позиционируется как первый глубоководный морской УПК в Балтийском бассейне. Его строительством будет заниматься компания ООО «Приморский УПК», принадлежащая бизнесмену Илье Траберу и его партнёрам Рамису Дебердееву, Владимиру Даниленко, Сергею Пупко и Артёму Бегуну.

УПК будет состоять из пяти терминалов: зернового, контейнерного, угольного, а также терминала минеральных удобрений и генеральных грузов. Дополнительно на территории должны построить складской логистический центр, а общая площадь территории составит более 760 га. Планируемый грузооборот порта – до 70 млн. тонн в год, что более чем на 20% превысит показатели российских портов Балтийского бассейна.

Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту, – уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельхозпродукция. Одна из главных целей создания УПК – переориентация грузов с прибалтийских гаваней на отечественные. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко называл проект комплекса «отличной коммерческой перспективой», выразив надежду, что после его открытия Ленобласть войдёт в тройку крупнейших портовых хабов Европы.

Ряд претензий

Увы, общественность не восприняла идею строительства УПК с таким же воодушевлением. Основная претензия – серьёзный вред экологии. Реакция представителей компании не заставила себя долго ждать. На сайте, посвященном строительству УПК, указано, что, например, погрузо-разгрузочные мероприятия в отношении сыпучих грузов будут производиться по закрытой технологии, что исключит взаимодействие с окружающей средой. Экологи относятся к этому утверждению со скепсисом.

«Я не слышу уже давно о закрытых комплексах по перевалке угля. Если уголь находится в закрытом помещении, то он становится пожароопасным. Поэтому во всём мире такие комплексы частично-закрытого типа. В этом случае уголь всё равно хранится на улице, его ворошат, чтобы он не загорелся», – сообщил «Луне» Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда», которая защищает права человека в Находке.

Население возмутило и вырубка лесов, которая началась ещё до того, как проект прошёл общественные слушания. Изначально власти передали Приморскому УПК для заготовки древесины почти 240 га леса в аренду на 49 лет. По сообщениям активистов, эта территория являлась санитарно-защитной зоной нефтеналивного терминала «Транснефти». В соответствии с проектной документацией теперь там разместят промплощадку.

Участок, на котором планируется построить Приморский УПК, тоже не устраивает людей. Промзоной могут стать Жёлтая бухта, мыс Кюренниеми и берега Высокинского озера – курортные места, привлекающие туристов каждый год.

Грузы на территорию порта планируется доставлять ж/д транспортом, пропускная способность порта – 1740 вагонов в день. Активисты возмущены тем, что мимо домов жителей посёлков Карасевка, Ермилово и Балтийское каждый день будут ходить поезда с углём и другими грузами. Кроме того, это усилит нагрузку на железнодорожные сети Ленобласти и Санкт-Петербурга.

Строительство УПК может поставить под угрозу флору и фауну побережья и акватории Финского залива. В первую очередь, в уязвимом положении находятся заказник «Берёзовые острова» и исчезающий подвид балтийской кольчатой нерпы. Пострадают и растения, в том числе занесённые в Красную книгу. Пресс-секретарь Greenpeace Евгений Усов отмечает, что порт окажет негативное влияние и на местную экономику – освоение побережья способно уничтожить рыбный промысел.

Несостоявшаяся дискуссия

Для конструктивного обсуждения ситуации приняли решение провести общественные дискуссии. Последняя такая встреча прошла 21 августа, но ни к чему не привела. Организаторы отмечают, что проектировщики не получили большей части вопросов, а свою позицию не высказали представители общественных и государственных региональных экологических организаций.

По мнению организаторов встречи, противники порта не заинтересованы в конструктивном диалоге, потому что участие в дискуссии приняли не более полутора десятков активистов-общественников, а их выступления представляли собой «заученный монолог протеста». Тем не менее, петицию о приостановлении строительства на сайте change.org подписали уже более 13 тысяч человек.

Разбитые аргументы

Ранее в РЖД сообщили, что созданные на северном берегу Финского залива за 7,5 млрд руб. условия для перевозки дополнительных 3 млн тонн грузов не оправдали себя – мощности оказались никому не нужны. Власти же видят потенциал в Приморском УПК, считая, что он может стать гаванью для реализации соглашения о развитии контейнерных перевозок между Ленобластью и Камчатским краем.

По мнению Дрозденко, проект позволит конкурировать с перевозчиками через Суэцкий канал. Но и этот аргумент эксперты не воспринимают оптимистично. Глава ИА «Инфраньюс» Алексей Безбородов уверен, что реализация проекта перевозок невозможна, пока на Камчатке не появится инфраструктура для принятия крупных ледоколов.