На базе Большого порта Санкт-Петербург протестируют международную торговую блокчейн-платформу для интеграции грузоперевозок. Соглашение должны подписать представители Минтранса, ФГУП «Морсвязьспутник» и A. P. Moller-Maersk.
Об этом говорится в письме руководителя Росморречфлота Юрия Цветкова вице-премьеру Максиму Акимову, курирующему транспортную отрасль. Обращение, сообщает «Коммерсант», датировано 24 января, при этом саму цифровую систему планируют запустить уже в марте. К процессу привлекут и ФТС, а в качестве площадки выступит Большой порт.
Платформа будет работать на основе смарт-контрактов и объединит трейдеров, транспортные компании, гавани, перевозчиков и государственные органы. Процесс будут существенно облегчён исключением трудоёмкого бумажного документооборота. К слову, совместный проект Maersk и IBM уже привлёк более 90 компаний, таможенных служб и морских администраций.
Участие в нём России одобрили даже в ФСБ, о чём свидетельствует письмо в «Морсвязьспутник» от 28 сентября. В российской таможне, в свою очередь, напомнили о существовании Портала Морской порт, подчёркивая, что на данный момент блокчейн не регулируется госорганами.
Беспокоит ФТС и защита информации, поэтому там предлагают заменить технологию распределённого реестра более понятной электронной подписью.
Однако участники рынка настроены более оптимистично, напоминая, что от цифровизации грузоперевозок уже не скрыться. Блокчейн добавит процессам скорости, упростит обработку документов и сделает цепочку полностью прозрачной, в том числе для контролирующих органов.
С этим согласен эксперт ПРОВЭД-МЕДИА, журналист и криптоинвестор Олег Чеботарёв. По его мнению, присоединение РФ к цифровой системе морских грузоперевозок поможет отрасли сделать громадный шаг в будущее.
— Во-первых, смарт-контракты смогут полностью заменить архаичную систему делопроизводства, высвободив ресурсы под более важные цели. Во-вторых, блокчейн-технологии сделают процесс перевозок из российских портов максимально прозрачным, исключающим любые проявления коррупции и криминала.
Позицию таможенной службы понять можно. Как государственный орган, работающий строго по закону, ФТС не может признавать технологии, деятельность которых не регламентирована отечественным законодательством. Однако предложенная ими альтернатива хоть и легальное, но довольно устаревшее решение, – заключает Чеботарёв.