Российские автоперевозчики — Ассоциация автомобильных перевозчиков (АСМАП) и Российский автотранспортный союз — выступили с инициативой лишить субсидий иностранные логистические компании в рамках поддержки отечественного экспорта.

Перевозчики не бенефициары

В конце 2018 года АСМАП предложила Минтрансу отменить субсидии, предоставляемые иностранным перевозчикам на основании правительственных постановлений. Идею поддержали в Российском экспортном центре (РЭЦ) и Торгово-промышленной палате РФ.

Сейчас действуют два постановления правительства, в рамках которых российским организациям — производителям и поставщикам перевозимой продукции – компенсируют часть затрат на доставку: постановление от 26 апреля 2017 года № 496 и от 15 сентября 2017 года № 1104. Таким образом российское правительство поддерживает именно отечественных производителей. По словам экспертов, это одна из самых востребованных мер поддержки экспорта в стране.

Если подходы к субсидированию экспортных поставок в России изменят, то отправители смогут компенсировать часть транспортных расходов только при условии заключения договоров на перевозку с зарегистрированными на территории России компаниями.

Однако, утверждает директор подразделения Global Supply Chain FM Logistic Алексей Мисаилов, конечными бенефициарами российских субсидий и льгот всегда были экспортёры и владельцы товаров, но не транспортные компании. За рубежом же иной подход к этому вопросу.

Так, по словам эксперта, практика поддержки перевозчиков существует в Китае: для развития «нового Шёлкового пути» и организации ускоренных контейнерных поездов (УКП) из Китая в Россию и Европу китайцы субсидируют порядка 40% от стоимости провозного тарифа транспортным операторам. Общая сумма субсидий – около $100 млн в год. Это поспособствовало переключению китайских экспортёров с морских маршрутов на железнодорожный транспорт.

Негативные последствия

В случае отмены субсидий тарифы на перевозки расти не будут, но любое сокращение поддержки экспортной отрасли может негативно сказаться на развитии самого направления. Однако в ситуации, когда существует дефицит порожнего оборудования в Китае, а также с учётом роста перевозок из Азии, рынок будет диктовать более интересные условия, — пояснил ПРОВЭД-МЕДИА Алексей Мисаилов.

При этом, по данным АСМАП, иностранные транспортные компании выполняют более половины автомобильных экспортных перевозок от всего объёма международных перевозок в России, и отмена субсидий может вызвать остро негативную реакцию со стороны международных партнёров.

Экспорт сейчас уходит в основном на обратной загрузке импортных иностранных машин, потому что объёмы импорта превалируют. Будет ли обратная загрузка импортом в таких же объёмах для российских машин – большой вопрос. Скорее всего это решение будет иметь политический аспект. Ответ может последовать через систему дозволов, усиление мер контроля российских машин на пограничных пунктах и по пути следования, повышение ставок на импортную транспортировку для российских грузополучателей, — считает заместитель директора Арнейс логистик Татьяна Данилина.

По мнению логистов, в конечном итоге это может привести к уменьшению и без того не самого значительного объёма российских перевозчиков на нашем рынке, так как не все компании смогут удержаться в столь напряжённых условиях.

Фото: freeimages.com