Российские логисты с нетерпением ждут 10 февраля — официальной даты окончания затянувшегося китайского Нового года, который должен был закончиться ещё 31 января. Мировая фабрика простаивает уже без малого двадцать дней и есть риск, что  власти Китая продлят «праздники». 

Самая богатая экономика

Цифры заболевших и умерших от коронавируса напоминают биржевые сводки и, в общем-то, ими и являются: китайский рынок акций отреагировал резким падением на сообщения об ухудшении ситуации с растущим числом заразившихся. Пока карантин затронул преимущественно промышленность и транспортное сообщение в провинции Хубэй, но остальной мир, напуганный перспективой глобальной эпидемии, всерьез рассматривает сценарий полного изоляции второй экономики мира.

И тогда человечество почувствует, каково это жить  без Китая. Такое уже, кстати, было, и Европа от этого только выиграла.

Бóльшую часть истории Китай оставался самой богатой экономикой мира. В XV-XVI веках на Китай приходилось 25-30% всего мирового производства, а после наступления «золотого века Цин» в XVII веке и введением военного коммунизма в стране начался неумолимый спад. К концу прошлого века доля Китая в мировой экономике упала ниже 5%. Кризис в Китае совпал с подъёмом Европы. Пока империя наслаждалась стабильностью, Европа совершила технологический скачок. Пока население Китая росло обратно пропорционально падению уровня жизни, Европа за триста лет преобразила и подмяла под себя мир самым неузнаваемым образом.

Но, надо признать, выдающиеся изобретения, подтолкнувшие европейские технологии, за исключением демократии, мир заимствовал у китайцев. Речь идёт о компасе, облегчившем европейцам покорение планеты, бумаге, сделавшей книгопечатание и науку массовым явлением, и о порохе, положившем начало гонке вооружений.

Вирусные бонусы

Сейчас, конечно, сценарий долгосрочного карантина Китая всерьёз никто не рассматривает, и в победе китайской медицины над эпидемией мало кто сомневается. Но подумать об уроках и открывающихся возможностях ничто не мешает. Во-первых, Китай, собравшийся отменять железнодорожные субсидии, почти наверняка не станет с этим спешить. Это значит, что цены на контейнерные перевозки по Шёлковому пути ещё порадуют российских логистов.

Во-вторых, кризис с закрытием Китая подтолкнёт многие экспедиторские компании к освоению новых маршрутов и «окучиванию» новых направлений. Теперь никто не сможет спать спокойно, пока не разовьёт несколько сборных маршрутов из Европы: да здравствует конкуренция, двигатель прогресса! В-третьих,  накопившийся спрос на логистику из Китая вернёт многим экспедиторам ощущение лихих нулевых, золотом веке МЛ и брокеров, когда 100% прибыль была обычным делом.

И, наконец, кризис в Китае, возможно, станет тем самым «чёрным лебедем», который откроет окно возможностей не только для каких-то компаний или отраслей, но и для целых стран. По крайней мере, медицинские маски и фармацевтика из России уже полетели в Китай, а хорошим экспортом наши производители давно не баловали  российских логистов.


Автор: Сергей Сычев, руководитель отдела логистики «Транссертико»