Несмотря на традиционную в России популярность и преимущества перевозки грузов автомобильным транспортом по сравнению с другими видами грузоперевозок, нельзя не учитывать и риски утраты или повреждения груза в процессе его перемещения. О причинах возникновения рисков и о способах разрешения страховых споров на конференции «Логистика будущего» в Санкт-Петербурге рассказал директор по развитию Независимого агентства сюрвея и аджастинга (НАСА) Сергей Зиновенко.
В России по итогам 2018 года было застраховано грузов на сумму около 20 млрд рублей, а страховых выплат из них — чуть более 2 млрд. руб. Лидеры по сбору страховых выплат и страховых премий – Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Причины возникновения рисков варьируются: начиная с ошибок профессиональных участников логистического рынка и заканчивая дорожно-транспортными происшествиями, форс-мажорными ситуациями и противоправными действиями третьих лиц. Страхование – тот инструмент, который позволяет минимизировать риски, связанные с утратой либо повреждением груза.
По данным ЦБ РФ, количество застрахованных грузов и количество договоров страхования ежегодно растёт — и в количественном отношении, и в качественном отношении уровень страхования повышается. Статистика показывает, что в 2018 году было заключено более трёх миллионов договоров страхования грузов, заявлено о более 61-ой тысяче страховых случаев, из них урегулированы 56 тысяч и более 50 тысяч урегулированы выплатами страхового возмещения. Примерно в 5,5 тысяч случаев – отказ от выплат страхового возмещения.
Российская действительность
На практике чаще всего спорные ситуации возникают именно из договора страхования грузов без договора страхования ответственности перевозчика или экспедитора. Страхование грузов – это наиболее распространённый институт страхования в логистике на российском рынке. В нашей стране, в отличие от Европы, страхование ответственности экспедитора и перевозчика не пользуется популярностью в силу определённых законодательных ограничений. В связи с этим ряд страховщиков отказывается страховать ответственность перевозчика или экспедитора, ссылаясь на то, что гражданским законодательством такая возможность не предусмотрена.
Отчасти же это объясняется требованиями крупных логистических транспортных компаний, при работе с которыми именно страхование груза всё чаще становится принудительной, а не добровольной мерой. Этим объясняется и то, что наиболее заинтересованная сторона в страховании в Европе — грузовладелец, а в условиях российского рынка — перевозчик либо экспедитор.
«Если взять нашу, российскую действительность, то в соответствии с законодательством ответственность перевозчика либо экспедитора ограничена, либо объявлена стоимостью груза, в отличие, к примеру, от Европы, где ответственность экспедитора или перевозчика ограничена условными единицами за килограмм утраченного или повреждённого груза», — говорит Сергей Зиновенко.
Лучше перестраховаться
Таким образом, возможные происшествия на пути следования груза и транспортных компаний при перевозках могут стать катастрофическими, в первую очередь в России для перевозчика-экспедитора, а в Европе – для грузовладельца. По словам Сергея Зиновенко, в России «спасательный круг в виде страхового полиса» не всегда может означать покрытие различных убытков: на практике, сумма убытка далеко не всегда равна сумме страхового возмещения. Средний размер выплат по конкретному страховому случаю исходя из количества урегулированных случаев, посчитали в НАСА, составляет чуть более 50 тысяч рублей, и это далеко не всегда отвечает ожиданиям страхователя.
Кроме того, тщательное изучение договора страхования со стороны страхователя начинается уже после наступления страхового случая. Это, считает эксперт, весьма неосмотрительно, так как страховой случай – не типичная, а форс-мажорная ситуация для любого грузовладельца и грузового оператора. Зачастую страхователи не готовы к быстрому реагированию на экстренно возникшие риски, что влечёт за собой череду ошибок, которые могут стать критичными для цели получения страхового возмещения, уменьшить его размер либо привести к отказу от него и длительным судебным разбирательствам.
С развитием института страхования в России появилась необходимость в независимых экспертах, специализирующихся на урегулировании убытков, – аджастеров. Аджастерская деятельность широко распространена в Европе и в США, где ни один страховой случай не рассматривается без их участия специалистов. Аджастер выступает не только на стороне страховщика, но и на стороне страхователя, выгодоприобретателя. Его задача — поиск оптимальных решений для скорейшего урегулирование ситуации мирным путём и достижение согласия между сторонами договора страхования. Сейчас этот институт становится всё более востребованным и для российского рынка.
Оставить комментарий