Опустевшие порты: как отразится на международных поставках эпидемия в Китае

В течение последнего месяца появлялось всё больше информации о новом вирусе, распространившемся в Китае. Все новости и кадры об этом, мягко говоря, пугающие. Многие участники рынка таможенно-логистических услуг ожидают цепной реакции: ситуация не может не отразиться на международной торговле.

Китайская эпидемия

В конце декабря 2019 года власти Китая сообщили о вспышке пневмонии неизвестного происхождения в городе Ухань (провинция Хубэй). Позже установили, что возбудитель заболевания – новый тип коронавируса –2019-nCoV. Пока известно о почти 6 тыс. заболевших, из которых 132 человека скончались. Случаи заражения зафиксированы не только в Китае, но ещё и в Южной Корее, Японии, США, Таиланде, Канаде, Вьетнаме, Сингапуре, Непале, Франции, Австралии, Малайзии, Камбодже и Германии.

С 25 января по 10 февраля в Китае проходят новогодние праздники, из-за этого активность в крупных городах невысокая – люди уезжают, чтобы встретить Новый год со своими семьями. Изначально празднование должно было закончиться раньше – 31 января, но на государственном уровне принято решение о переносе окончания выходных на 3 февраля, а в отдельных регионах, например, в Шанхае, — на 9 февраля. Огромное количество заводов и фабрик, поставляющих товары на мировой рынок, начнут работать позже. Это коснётся, в том числе, и компании Apple: две компании по сборке товаров для этой фирмы могут открыться значительно позже, чем планировалось изначально. Это неизбежно приведёт к перебоям в поставках.

По информации, которую ПРОВЭД-МЕДИА сообщили в одной из таможенно-логистических компаний, последствия эпидемии могут привести порты к запустению, а значит, таможенные и логистические компании понесут неизбежные убытки. Это, в свою очередь, может привести к тому, что компании примут решение о заморозке заработных плат.

– По словам нашего китайского партнёра, который работает в Китае с несколькими поставщиками, многие объекты торговой инфраструктуры, включая фабрики, из-за вируса закрыли до 24-го февраля с возможным продлением этого срока. Коснулось ли это всех портов и фабрик, или только некоторых из них, он не уточнил, но, по его словам, в стране отменено почти полностью автомобильное сообщение,  серьёзные перебои с ж/д и авиасообщением. Люди попросту не могут вернуться на фабрики. Заморозка производств даже до 24 февраля приведёт к тому, что в России дай бог к июню клиенты начнут получать заказанные партии товаров, – рассказал собеседник.

Превентивные меры

Изменения в транспортном сообщении коснулись не только внутренних перевозок. Власти Гонконга объявили о закрытии четырёх пограничных пунктов на земле, двух – на воде, а также об отмене паромного сообщения, перекрытии всего железнодорожного сообщения с остальными районами Китая, и о сокращении числа авиа- и автобусных рейсов. С 29 января приостановлены железнодорожные перевозки из очага эпидемии – административного центра провинции Хубэй Уханя. Пассажирские перевозки из Уханя приостановили ещё 23 января. Для бизнеса прекращение перевозок из Уханя наносит существенный ущерб, несмотря на функционирование других маршрутов.

Транспортное сообщение с Китаем прервал Казахстан: с 3 февраля приостановят авиасообщение, с 1 февраля – железнодорожные перевозки, с 29 января – автобусные. Монголия также закрыла границу с Китаем, однако запрет касается только пассажирского потока. Железнодорожное сообщение между Россией и Китаем ограничится прямым поездом между Москвой и Пекином.

По решению оперативного штаба [по контролю и предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в России — прим. ред.] с ноля часов с четверга на пятницу, 31 января, ограничиваем железнодорожное движение. Поезда будут двигаться по маршруту «Москва-Пекин-Москва», – сказала вице-премьер Татьяна Голикова.

Также в России принято решение закрыть пешеходные и автомобильные границ с КНР в пяти дальневосточных регионах на более долгий срок. Вице-премьер уточнила, что это касается Амурской и Еврейской автономной областей, а также Хабаровского, Приморского и Забайкальского края. Планировалось закрыть границы до 2 февраля, но в ближайшее время власти обозначат дату продления закрытия границ. Решение об авиаперевозках примут во время следующего заседания оперативного штаба 31 января.

Без паники

Из-за того, что каникулы в Китае всё ещё продолжаются, делать выводы о перспективах грузового движения довольно трудно. Мнения бизнес-сообщества разнятся, и, хотя паники на рынке нет, некоторые таможенные представители готовятся к худшему. Как рассказал ПРОВЭД-МЕДИА представитель оператора контейнерных перевозок Maersk, в копании ожидают задержек поставок по направлениям перевозок из мест, где введён карантин. Ввоз товаров из этих регионов будет ограничен.

По словам заместителя генерального директора ООО «Восход» Юрия Ковалёва, официальных сообщений линий о приостановке отгрузок не поступало. Эксперт по ВЭД группы компаний AKFA Александр Пасечник сообщил, что сейчас в поставках из Китая ежегодный планируемый перерыв, и все необходимые поставки группа компаний предусмотрительно завершила до Нового года.

Тем не менее, представитель Центра практической правовой поддержки ВЭД Vira Customs Алексей Галичин уверен, что несмотря на то, что задержки в поставках могут нести в себе репутационные риски, все понимают, что это – форс-мажор. Глобально на ценообразование в России на китайские товары в краткосрочном периоде сложившаяся ситуация не повлияет, считает Алексей Галичин, но отмечает вероятность того, что кто-то захочет «поспекулировать» на теме закрытия границ и будет предлагать какие-то новые схемы вывоза товара из Китая. Тем не менее, массовый характер такое явление носить не будет, полагает эксперт.