В 2018 году объёмы перевалки грузов через морские порты России составили 717 миллионов тонн. За последние десять лет этот показатель увеличился в 1,6 раз. Об этом на XI Международной конференции «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург» рассказала старший научный сотрудник ЦНИИ морского флота Олеся Казьмина.
Обнадёживающая статистика
При этом, по данным статистики, до 2018 года снижались объёмы перевалки грузов с 18% до 7% через порты сопредельных государств. Лишь за последний год отмечается прирост с 6% до 7% — эксперты объясняют это изменениями в статистике: в 2018 году объёмы перевалки российских грузов через порты Финляндии были включены в объёмы перевалки портов сопредельных государств.
— Если бы не эта ситуация, показатель был бы ещё ниже, чем предыдущий год, 6%, — сказала Олеся Казьмина.
За последние десять лет по объёмам перевалки положительную динамику показали порты четырёх бассейнов, а наибольшая динамика наблюдается по портам Дальневосточного бассейна – прирост составил 119%. Снижение показали порты Каспийского бассейна (-52%). В структуре грузооборота морских портов России по бассейнам 88% приходится на Азово-Черноморский, Балтийский и Дальневосточный бассейны. Прирост по Арктическому бассейну за последний год составил 19 миллионов тонн, что связано с активным развитием порта Сабетта.
За счёт Сабетты
Анализируя динамику объёмов перевалки грузов по номенклатуре за последние десять лет, эксперты фиксируют увеличение доли сухих грузов на 95%, наливных — на 44%. Перевалка сухих грузов (насыпных и навалочных – уголь и зерно) увеличилась примерно в 2,4 раза, а рост контейнерных грузов — в два раза. В части наливных грузов динамику прироста показали нефтепродукты (в 1,6 раза), и нефть (в 1,3 раза), а объёмы перевалки природного сжиженного газа в 3,4 раза, что связано с началом отгрузки в 2009 году сжиженного газа с порта Пригородное и с 2018 года — через порт Сабетта.
Прирост порта Сабетта за последний год составил 10 миллионов тонн. Это связано с его активным развитием в рамках двух проектов – Ямал СПГ и Арктик СПГ-2. Эксперты ЦНИИ морского флота отмечают, что по проекту Ямал СПГ ожидаемый прирост — 17,4 миллионов тонн сжиженного газа и 1,3 газоконденсата. Три технологические линии по 5,5 миллионов тонн уже введены в эксплуатацию, четвёртую линию мощностью около миллиона тонн планируют ввести в начале 2020 года.
Второй проект, который собирается реализовывать компания Новатэк, — Арктик СПГ-2. Прирост ожидаемых мощностей составит около 19,8 миллионов тонн сжиженного газа и 1,8 миллиона тонн газоконденсата. Ввод первой очереди намечен на од.
Экспорт стимулирует мощность
По подсчётам экспертов, объём экспорта по итогам 2018 года составил 76%, положительная динамика последнего десятилетия обусловлена увеличением объёмов перевалки зерна, угля, нефти и нефтепродуктов. Наибольшая доля экспортных грузов приходится на порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов.
По итогам 2018 года 74% обработанных грузов приходилось на десять крупнейших портов страны (в порядке убывания грузооборота это: Новороссийск, Усть-Луга, Восточный, Мурманск, Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Кавказ, Ванино, Туапсе, Находка).
Производственные мощности российских морских портов за последние десять лет увеличилась в 1,6 раза — с 701 миллиона тонн в 2009 году до 1105 миллионов тонн в 2018 году. Средняя загрузка мощностей за этот период составила 71%, а по итогам 2018 года — 76%.
— Анализ динамики производственных мощностей по бассейнам показал, что ведущими портами являются бассейны Азово-Черноморского, Балтийского и Дальневосточного бассейнов. Азово-Черноморский бассейн занимает первое место по производственным мощностям 2014 года, когда были введены наливные мощности. Второе место занимает Балтийский бассейн, — сказала Олеся Казьмина.
Оптимистичные прогнозы
Основной нормативный документ в части развития портов страны — комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Документ предполагает показатель прироста производственных мощностей портов к 2024 году в совокупности 357 миллионов тонн, что, по мнению экспертов, позволит достичь показателя портовых мощностей в 1,3 миллиарда тонн.
По оценкам специалистов к 2024 году объём перевалки прогнозируется на уровне 1102 миллиона тонн, к 2030 году – 1303 миллиона тонн. Таким образом, к 2018 году прирост составит 286 миллионов тонн, к 2030 году — 487 миллионов тонн.
Прогнозируется и увеличение доли перевалки сухих грузов: если в 2018 году эта доля составила 47%, то в 2030 году прогнозируемый показатель — 54% за счёт увеличения насыпных, навалочных и контейнерных грузов. Лидерами, по прогнозу, останутся порты Балтийского, Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов.
— В перспективе грузовую базу России в части сухих грузов составят уголь, зерно, чёрный металл, контейнеры и минеральные удобрения. В части наливных грузов это нефтепродукты, нефть и сжиженный газ, — подытожила Казьмина.
Оставить комментарий