Торгово-промышленная палата России совместно с целым рядом экспертных организаций разработала профессиональный стандарт «Специалист по внешнеэкономической деятельности». Приказ Министерства труда и социальной занятости (Минтруд России) об утверждении стандарта проходит процедуру общественных обсуждений, которые продлятся до 5 сентября 2018 года.
Авторы документа убеждены, что система профессиональных стандартов решает проблему кадрового дефицита. Последнее время выпускникам профильных вузов всё труднее найти работу из-за несоответствия знаний, полученных в высшей школе, требованиям работодателей. Стандарты же должны «синхронизировать» образовательную систему с требованиями рынка труда.
Разработчики заверяют, что стандарт подготовлен по результатам консультаций с экспертами и анализа видов профессиональной деятельности и образовательных программ в сфере ВЭД с учётом отечественного и международного опыта.
– Потребность со стороны бизнеса в квалифицированных специалистах по ВЭД возрастает. Особенность специалиста по ВЭД в том, что он курирует все операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью фирмы, и отвечает за оптимизацию данных операций. Профессиональный стандарт для специалиста по ВЭД должен учитывать растущую взаимосвязь различных видов внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках одного предприятия, – считает председатель совета директоров Сети международных экспертов “Союзконсалт” Олег Паладьев, который участвовал в разработке профстандарта.
Стандарт предполагает подготовку специалистов трёх уровней в зависимости от сложности функций, направлений деятельности, ответственности, объёма принятия самостоятельных решений и других критериев. Высшему уровню специализации соответствует сотрудник организации, способный руководить внешнеэкономической деятельностью фирмы.
Специалисты в области внешнеэкономической деятельности должны, в числе прочего, уметь проводить анализ соответствия продукции требованиям внешнего рынка, знать международные правила «Инкотермс» и иностранные языки, владеть навыками делового письма, общими и специальными компьютерными программами, уметь оценивать коммерческие предложения.