Маркировка, которую государство считает наиболее эффективным инструментом борьбы с подделками, вызывает множество вопросов у участников рынка. Негатив слышен от производителей молочной продукции, парфюмеров, а теперь и от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
По сведениям объединения, на начало сентября штрих-коды получили свыше 28 млн упаковок 5370 препаратов. Но, как говорится в направленных руководителю кабмина Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину письмах, система не готова к переходу в обязательную фазу.
Проблемные места
Подлинность обращений, подпись под которыми поставил глава РСПП Александр Шохин, РБК подтвердил близкий к ассоциации источник. В пресс-службе их отправку не опровергли. Ассоциация указывает на «объективные обстоятельства», мешающие завершению интеграции системы со следующего года. Речь идёт о большом количестве брака при маркировке, «чувствительном росте» себестоимости продукции, несовершенстве каталога лекарств, проблемах с обменом информацией между участниками и системой. Озабоченность вызывают и плохие итоги тестов по нанесению идентификатора с криптокодом в 44 знака, а также оснащённость производственных линий (всего 45%).
«Серьёзную обеспокоенность» в РСПП вызвало число зарегистрированных участников (около 15% от планируемого) и внесённых в систему лекарств (8%): это свидетельствует о «высоких рисках» для полноценного внедрения одновременно всех этапов функционирования системы с 1 января 2020 года. В письме подчёркивается, что перечисленные факторы «не позволяют оценить степень готовности как высокую». Вместе с этим РСПП отмечает хорошие результаты по прослеживанию лекарств, попадающих в программу «7 нозологий». Напомним, обязательная маркировка этих препаратов в России уже стартовала.
Пути решения
Ассоциация не только указала на сложности, но и предложила варианты выхода из ситуации:
• сократить криптокод с 44 до 20 знаков;
• уменьшить плату за услугу по получению кодов;
• предоставить участникам пилотного проекта предложения по ускорению работ по внедрению;
• внести корректировки в нормативные акты для закрепления права на получение данных онлайн по наличию и движению препаратов;
• рекомендовать заинтересованным ведомствам обсудить итоги эксперимента и начать тестирование системы мониторинга.
Помимо этого, РСПП собирается попросить Минздрав ускорить доработку Единого классификатора лекарственных препаратов. Как рассказали в Росздравнадзоре, сейчас создана новая схема взаимодействия мониторинга движения лекарств и классификатора. По словам Ольги Малевой, советника главы ведомства, участники рынка «выступают против переноса запуска проекта».
Глава компании Дмитрий Алхазов не согласился с наличием проблемы роста брака, подчеркнув, что уже выпущено 1,8 млн упаковок с криптокодом из 44 символов. В Минпромторге рассказали о постоянной работе с производителями, которые добились высокого качества печати криптокода и низкого уровня брака.
Слово непосредственным участникам
Нельзя сказать, что в фарминдустрии маркировку воспринимают негативно. Так, IT-директор ЦВ «Протек» Виктор Горбунов заявил о технической готовности организации, отметив, что «отрасль устала от ожидания». По его мнению, обязательную часть нужно запускать с 1 января, а все вопросы будут решены в процессе за первые шесть месяцев.
В этом его поддерживает глава сети «Неофарм» Евгений Нифантьев, призвав коллег включаться и не «обманывать себя переносом сроков». Президент компании «Акрихин» Денис Четвериков видит негативный сценарий в случае задержки: по его словам, все затраты у тех, кто полностью готов, окажутся неоправданными.
Схожие ситуации
Пока ни одна из отраслей, где внедряется маркировка, не смогла её избежать. О неготовности системы ранее заявляли парфюмеры, но у Минпромторга и ЦРПТ другое видение ситуации: проект в «активной фазе», срывов эксперимента не наблюдается. Интересная ситуация сложилась с маркировкой молочной продукции, где наряду со штрих-кодами внедряется практически дублирующая система электронной ветсертификации «Меркурий».
Несмотря на активное сопротивление участников рынка, госкомиссия по борьбе с контрафактом в конце сентября одобрила обязательную маркировку молочки с 1 июня 2020 года — дожидаться итогов эксперимента никто не стал. Это решение возмутило производителей, которые напомнили, что правила ЕАЭС и законы РФ предусматривают анализ целесообразности подобных шагов. Участников рынка пугают затраты на маркировку и «двойное обременение», а государство продолжает игнорировать призывы бизнеса, считая, что всё идёт по плану и на пользу. «Просто производители этого пока не понимают».
Оставить комментарий