Во что выльется маркировка производителям молочки?

Новая система маркировки молочной продукции обойдётся производителям более чем в 25 млрд руб. Именно столько понадобится для приобретения и установки устройств для печати марок, тогда как непосредственно на оплату последних компаниям придётся тратить от 20 млрд ежегодно – по 40 коп. на единицу продукции.

Ранее стало известно о старте пилотного проекта по маркировке молочки – соответствующее постановление одобрил глава кабмина Дмитрий Медведев. Сроки превращения эксперимента в обязательную процедуру (как и затраты отрасли) должны определить после 29 февраля 2020 года.

У страха глаза велики?

О миллиардных расходах производителей «Ведомости» узнали от представителей «Союзмолока», а вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова в разговоре с изданием согласилась с этими подсчётами. Аналогичной позиции придерживается представитель PepsiCo, называя это консервативной оценкой. То есть фактические затраты могут быть даже больше.

Но в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки «Честный знак») позицию ассоциации не поддерживают. Так, заместитель генерального директора центра Реваз Юсупов считает цифры завышенными — он полагает, что затраты отрасли и оператора на маркировку возможно просчитать лишь после окончания исследования большинства производственных площадок.

Недавно для молочки обязательной стала другая система прослеживаемости – электронная ветсертификция в системе «Меркурий»  Россельхознадзора. С 1 июля она распространяется на сыры, сгущёнку, молоко и ряд других товаров, а с 1 ноября – на остальные молочные продукты. Отмечается, что изначально переработчики молочной продукции рассчитывали, что «Честный знак» станет альтернативой «Меркурию», но вышло иначе.

Появление двух обязательных систем «Союзмолоко» считает недопустимым. По мнению Балабановой, их дублирование приведёт к росту себестоимости продукции и увеличению цен в магазинах. Против даже ЦРПТ, где считают, что системы нужно интегрировать.

За что боролись…

На мероприятии «Трёхсторонний диалог, как залог информационной открытости и эффективности деятельности Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям» ПРОВЭД-МЕДИА узнал мнение ведомства по этому вопросу: руководитель Управления Сергей Кармазин заметил, что инициаторами второй системы был далеко не Россельхоз.

Некоторые компании сами в начале изъявили желание создать такую систему, пытаясь тем самым уйти от «Меркурия». Бойся желаний своих, как говорят. Получается, что это было реализовано в ответ на пожелание производителей, – заметил Кармазин.

Мало того, что уйти не получилось, так отрасль нажила себе дополнительную проблему. Вариант с объединением систем тоже может не сработать – глава Управления назвал это трудоёмким и ресурсозатратным процессом, который потребует много времени. По его словам, в ходе подготовки к запуску «Меркурия» многие предприятия столкнулись с определёнными сложностями.

Это зависит от ряда факторов: и системы учёта на предприятии (на какой платформе она написана), и системы учёта на складе или распределительном центре, и от того, насколько поставщики информационно подключены. Это комплекс мероприятий, поэтому нельзя однозначно сказать, что мы можем интегрировать одну систему с другой и создать единую, – сказал Сергей Кармазин.

Вместе с этим он указал на отсутствие обещанного коллапса. Ещё в мае производители просили отсрочить электронную ветсертификацию из-за неготовности участников рынка к новым требованиям, угрожая возможными сбоями в поставках и полной остановкой отгрузки. Но с 1 июля потрясений так и не случилось, о чём ещё на минувшей неделе говорил замглавы управления Россельхознадзора по Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Олег Емцев. Это ещё раз подтвердил и Кармазин: все технические сбои и проблемы возникают из-за недостаточной подготовленности внутренней системы на предприятиях, а со стороны ведомства как оператора системы обеспечены «дополнительные мощности для серверного оборудования и необходимые информационные мощности».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться ссылкой: