Для большинства россиян заказы в интернет-магазинах стали привычным делом. Снижение порога беспошлинного ввоза до €500 с начала 2019 года практически не отразилось на рынке, но как на него повлияет дальнейшее снижение лимита?
Позитивная динамика
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2018 году рынок увеличился на 59% (до 1,66 трлн руб.). Темпы роста оказались лучшими почти за десять лет. В первой половине 2019-го российский рынок e-commerce увеличился на 26% — до 725 млрд руб. Аналитики Data Insight подсчитали, что за это время россияне сделали 191 млн заказов – столько, сколько за весь 2016 год. Число онлайн-покупок в России за полгода выросло на 44%, что эксперты считают рекордом за всё время наблюдений.
Высокие показатели отражают и объёмы трансграничной торговли. По прогнозам АКИТ, в этом году уровень может добраться до отметки в 700 млрд руб., а в 2020-м – превысить 900 млрд. На этом фоне вопрос о том, как на покупательскую способность повлияет снижение порога беспошлинного ввоза посылок из зарубежных интернет-магазинов, стоит особенно остро.
Что меняется?
С 1 января 2018 года в силу вступил Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который предписывает странам-участницам снижать беспошлинный порог с €1 тыс. до €500 в 2019 году и до €200 в 2020 году. В соответствии с Решением Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» с 1 января 2020 года предусмотрены следующие изменения:
Товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива, неделимых товаров для личного пользования), доставляемые перевозчиком на таможенную территорию ЕАЭС, стоимостью до €200 и (или) весом не более 31 кг в адрес одного физического лица можно ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов. Аналогичные требования предъявляются и к товарам для личного пользования, пересылаемым в международных почтовых отправлениях (МПО).
В случае превышения норм придётся заплатить пошлину по единой ставке 15% от стоимости товара, но не менее €2 за 1 кг веса в части превышения стоимостного и (или) весового лимита. Глава Минфина Антон Силуанов напомнил, что с нового 2020-го года порог будет применяться не за месяц, а за каждую покупку.
Дальнейшие изменения пока в нормативных актах не закреплены, но 11 декабря стало известно о предложении Минфина с 1 июля 2020 года снизить порог до €100, с 1 января 2021-го – до €50, а с 1 января 2022-го – до €20. С инициативой согласился глава российского кабмина Дмитрий Медведев, а Силуанов пояснил: вопрос рассмотрят в рамках ЕЭК.
Сторона покупателей
Уплата таможенных пошлин остаётся за тем, кто ввозит товар, то есть в случае с заказами из иностранных интернет-магазинов – за российским покупателем. В этом году стартовал эксперимент Федеральной таможенной службы (ФТС России) и «Почты России» по оплате пошлин при совершении онлайн-покупок. Пилотный проект — основа универсальной в будущем платформы для трансграничной интернет-торговли.
В июле замглавы ФТС Руслан Давыдов заявил, что в будущем эксперимент по администрированию сборов могут распространить на других экспресс-перевозчиков, но чёткой инструкции для физлиц, которые всё-таки превысили лимит, участники эксперимента не озвучили. Видимо, разбираться придётся на месте.
К слову, торговые онлайн-площадки могут и «забыть» сообщить своему клиенту о дополнительных расходах при заказе свыше беспошлинного лимита, но вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова считает, что каждый интернет-магазин заинтересован в положительном опыте взаимодействия с клиентом и его возвращении за повторной покупкой.
«Для этого покупателю на этапе заказа необходимо предоставить полную информацию, чтобы избежать неприятных сюрпризов. Компании, заботящиеся о своих клиентах, именно так и делают. Например, приобретая товар на Farfetch, доставка из которого по всему миру, в том числе на территорию РФ, осуществляется компанией DHL Express, покупателей из России предупреждают о лимите импортируемых товаров и необходимости оплаты пошлины», – говорит эксперт.
По мнению директора по логистике Boxberry International Александра Завалишина, интернет-магазины должны информировать покупателей о снижении нормы ввоза. Сложность он видит в том, что иностранным компаниям зачастую трудно ориентироваться в многоступенчатом законодательстве ЕАЭС и РФ. Чтобы избежать проблем, Boxberry заранее направляет разъяснения зарубежным партнёрам об изменениях с 2020 года и самостоятельно информирует об этом покупателей.
Сторона бизнеса
У некоторых участников рынка есть опасения, что снижение беспошлинного порога негативно отразится на покупательской способности и снизит объёмы трансграничной интернет-торговли. Но, например, в DHL явных последствий от этой инициативы не ожидают, отмечая стремительный рост рынка e-commerce. По данным исследования группы Deutsche Post DHL, к 2020 году рынок трансграничной онлайн-торговли составит $900 млрд.
По словам Клинсковой, сервис по доставке покупок из интернет-магазинов физлицам тоже продолжает демонстрировать значительный рост: в первом полугодии 2019-го (после снижения беспошлинного порога до €500) темпы роста количества входящих в Россию грузов для физических лиц оставались на высоком уровне и составили более 30% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го года, а темпы роста по грузам с оценочной стоимостью до €500 превышают показатели по грузам, чья стоимость превышает эту сумму.
По данным Data Insight, основной поток товаров идёт из КНР, где средний чек заказа не превышает $20, а средний чек посылки меньше $20. По данным «Почты России», средний чек покупки в иностранном интернет-магазине не выше даже нового порога в €200, а большая часть международного потока – отправления из Азии. По данным статистики, свыше 90% трансграничных отправлений «Почты» приходятся на Китай.
В связи с тем, что покупки на китайских торговых онлайн-платформах редко выходят даже за возможно утверждённый лимит с 2022 года, грядущее снижение порога пошлины затронет в первую очередь посылки из Европы и США. Говоря о покупательской способности россиян, Завалишин отмечает, что необходимо уточнять конкретный размер пошлины.
«Например, новая норма ввоза €200 евро на посылку, а пошлина при превышении этой нормы составляет 15%. Будет ли она снижаться, когда порог опустится до €100, €50 или €20? Если размер пошлины останется неизменным, очевидно, что покупательская способность населения серьёзно снизится, ведь у 95% населения страны зарплаты значительно ниже европейских», – говорит он.
Время покажет
Говорить о последствиях будущего снижения порога пока рано, но на основе вводных данных эксперты сделали предварительные выводы. Так, в DHL считают установление лимита за груз правильным шагом: это упрощает администрирование со стороны таможенных органов и повышает прозрачность для покупателей и интернет-магазинов, которые смогут предупреждать на сайте о платежах и пошлинах в стране назначения.
Клинскова замечает, что сейчас это сделать сложно, поскольку торговые площадки не знают, на какую сумму конкретный клиент уже купил товаров в текущем месяце. По мнению же Завалишина, нововведение может серьёзно сказаться на отрасли. Важным эксперт называет максимально публичное обсуждение предложений по снижению нормы ввоза, как со стороны Минфина, так и со стороны ФТС России.
«У бизнеса тоже должна быть возможность высказаться и внести свои замечания. Это крайне важно для дальнейшего развития рынка», – заключает собеседник.
Оставить комментарий