Упавшие до трёхлетнего минимума цены на уголь заставили Минэнерго и участников рынка обратиться к РЖД с просьбой снизить тарифы на перевозку сырья на западном направлении. Реакция госмонополии оказалась вполне ожидаемая.
По сравнению с началом года стоимость энергетического угля в Европе рухнула на 41% — в начале апреля за тонну давали $50. Причиной, до данным Financial Times, послужили недавние договорённости между Glencore (крупнейший в мире экспортёр угля) и потребителями из Японии. В договоре, заключённом на год, стоимость оказалась на 14% ниже октябрьского контракта той же Glencore.
Отечественные поставщики несут убытки на западном направлении с марта – по $10 с тонны, поделился ситуацией с РБК анонимный представитель одной из крупных угольных компаний. При этом отгрузки по ж/д к портам в предыдущем месяце выросли на 8%, до 15,5 млн тонн, несмотря на снижение цен. Такие данные приводит агентство Argus, замечая, что прирост обеспечили поставки как на восток (гавани Восточный и Ванино), так и на запад (Усть-Луга).
Тем не менее, 9 апреля на совещании в Минэнерго угольщики поднимали вопрос о снижении тарифов ж/д оператора. Аналогичная тема звучала через пару дней на встрече у замглавы Кемеровской области. Это зафиксировано в протоколах по итогам совещаний, копия которого есть в распоряжении издания.
Всегда найдётся недовольный
Результаты должны были бы воодушевить представителей отрасли: Минэнерго планировало попросить РЖД дать угольщикам скидки на перевозку сырья через северные и южные порты, а угледобывающим компаниям дано задание провести переговоры с операторами о снижении ставок на подвижной состав. Правда, прокомментировать эти моменты не смогли ни в энергетическом ведомстве, ни в ФГК и ПГК.
Зато не стал молчать источник, близкий к РЖД. По его словам, кардинальные изменения тарифов обернутся пересмотром инвестиционной программы госкомпании, поскольку долгосрочные планы по развитию и инвестбюджет оператора «сбалансированы при существующих тарифах». Сокращение инвестиций приведёт к дефициту средств на развитие транспортных магистралей Восточного полигона: БАМа и Транссиба.
Но и без урезания инвестпрограммы РЖД сильно «проваливается» со сроками модернизации этих коридоров. Так, Счётная палата недавно уличила монополию в том, что из 11 разъездов и 78 км дополнительных путей она в прошлом году отремонтировала только земляное полотно на участке «Хани – Тында». На 17 участках БАМа и Транссиба пропускная способность так и не увеличилась, а денег ушло 47 млрд руб.
И это при том, что о перспективности восточного направления не устаёт говорить то же Минэнерго. В августе расширить присутствие РФ на мировом рынке угля просил Владимир Путин. Однако с такими результатами добраться до отметки в 195 млн тонн к 2025 году будет проблематично.
Уголь насущный
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов напомнил, что прошлой осенью РЖД, продвигая экспортную надбавку на уголь, обещали снизить тарифы в случае падении мировых цен на сырьё. Теперь в Европе стоимость на уголь упала до минимума за три года, угольщики несут убытки, но тарифы остаются теми же. Эксперт замечает, что эта ставка и укрепление рубля при стоимости угля выше $50 за тонну «делают подземную добычу нерентабельной».
К слову, на уголь приходится больше трети грузооборота РЖД. В январе ж/д оператор предупреждал, что в текущем году объёмы экспортных поставок угля по важнейшим направлениям получится нарастить всего на 1-2% из-за сильной загруженности сети и «бутылочного горлышка». Тогда компания просила участников рынка обратить внимание на порты Калининграда, Турции и Грузии.
Добавим, что за январь и февраль погрузка на сети РЖД в направлении морских портов выросла на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Основную часть в структуре грузопотока занял тот же уголь – 45,5%. Остальное ушло на нефть (28,8%), удобрения (6,3%) и чёрные металлы (3,6%).
Оставить комментарий