Действие переходного периода для уполномоченных экономических операторов (УЭО) подходит к концу — с 1 января 2020 года воспользоваться преимуществами статуса смогут только те компании, которые перерегистрировались в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС. О проблемах развития статуса УЭО рассказал руководитель профильного комитета Гильдии «Гермес» Владимир Антропов.
Ажиотажа нет
По состоянию на первое ноября 2019 года лишь 58 компаний получили статус УЭО в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). На 1 января 2020 года таких УЭО будет не меньше ста, считает Антропов. Появились и таможенные представители, которые получили статус УЭО, — таких компаний сейчас в России пять.
В других странах ЕАЭС ситуация иная: в Республике Беларусь по ТК ЕАЭС зарегистрировано 185 УЭО, в Республике Казахстан – две компании (при этом всего семь УЭО, зарегистрированных по требованиям прежнего кодекса, ТК ТС), в Киргизии — одна компания, зарегистрированная по новому кодексу, и одна — по ТК ТС. В Армении компании со статусом УЭО отсутствуют.
Неотлаженный механизм
По мнению экспертов, институт УЭО до конца так и не проработали. Например, говорит Антропов, у российской стороны есть «особое мнение» на счёт возможности многократных запросов документов до выпуска товаров таможенниками. Проект статьи 120 ТК ЕАЭС, устанавливающей особенности таможенных операций и выпуска товаров до подачи декларации (ДТ), обсуждается второй год, и страны уже пришли к согласию, но российская таможня против: запрашивать документы они имеют право многократно. При этом срок выпуска заявления, поданного УЭО, таможня может продлевать до 10 дней, а ДТ — до 30 дней.
— Стратегии развития российской таможни до 2030 года такая позиция не соответствует, — говорит Антропов.
Ещё один камень преткновения – приоритетный порядок прохождения грузов через границу. В Стратегии развития ФТС до 2030 года исключается такое понятие, как отдельные полосы для движения в международных пунктах пропуска для УЭО: «Мы прекрасно понимаем, что в следующем году это также не будет реализовано«.
Год назад глава ФТС России Владимир Булавин уже заявлял о том, что выделять отдельные полосы невозможно технически из-за несовершенства инфраструктуры на границе.
Не действует для УЭО и приоритетный порядок проведения мер фактического контроля на территории самих операторов.
— Железнодорожники на всех форумах говорят, что специально получают свидетельства второго и третьего типа, жалуются, что таможня может не приезжать к ним в течение 10-20-ти дней. Сейчас это всё в общем порядке, только в кодексе написано, что есть какие-то приоритеты проведения досмотра, — говорит эксперт.
Нелояльное отношение
Таможенная система управления рисками (СУР) к УЭО также не лояльна: в отношении УЭО действует большое количество зональных и региональных профилей рисков: «Мы полгода анализировали и видим, какая частота срабатывания досмотра, – до трети всех грузов проходят досмотр. Здесь никакого приоритетного оформления у операторов нет».
Недовольны УЭО и уровнем профессионализма сотрудников таможен на границе: если в ФТС заявляют о выпуске грузов компаниями УЭО без обеспечения, то на местах попросту не знают, как это реализовать.
Нет у УЭО и возможности удалённого выпуска: «Компания с низким уровнем риска приходит во Владивосток. Допустим, мы хотим податься из Владивостока на Санкт-Петербургскую таможню — как субъект с низким уровнем риска, мы имеем право это сделать, как оператор — нет«.
Таможенные органы должны пересмотреть своё отношение к операторам, уверен Владимир Антропов. Сейчас УЭО – наиболее контролируемые участники ВЭД, хотя во всём мире статус оператора служит знаком качества и гарантирует безопасность цепи поставок.
Оставить комментарий