Про снижение числа барьеров для бизнеса в ФТС говорят неустанно. Но пока на форумах и круглых столах обсуждают теоретические сложности и строят планы по их преодолению, ситуация на местах порой продолжает меняться к худшему. Эксперты говорят о том, что морские порты с точки зрения таможенного регулирования и контроля являются эпицентрами неразрешённых проблем и противоречий между всеми участниками процесса. Ситуация, сложившаяся в Новороссийске, лишний раз подтверждает этот тезис.
Ситуация патовая
Как сообщают импортёры, при размещении прибывшего в Новороссийск товара в зоне ответственности Центрального таможенного поста Новороссийской таможни и подаче декларации в Центр электронного декларирования (ЦЭД) другого региона отдел специальных таможенных процедур (ОСТП) Центрального поста принимает решение о просвечивании грузов с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) в объёме 100%. При этом если груз находится в зоне ответственности Юго-восточного или Западного поста Новороссийской таможни, степень осмотра составляет всего 10%.
Отметим, что ЦЭД, в который подаётся декларация, дополнительных форм контроля не назначает. В результате декларацию пост выпускает, но Новороссийский морской торговый порт (АО НМТП) не отдаёт товар, который уже имеет статус товара ЕАЭС, до тех пор, пока не закончатся процедуры с МИДК, назначенные ОСТП. По этой причине контейнеры в порту стоят сутками в ожидании МИДК уже после выпуска.
— Какой смысл назначать проверку на ещё незаявленный товар, а потом осуществлять её в отношении уже выпущенного товара? Грузовладелец платит за проверку с использованием МИДК, за хранение в ожидании проверки и за аренду контейнера. Получается, что грузовладелец отвечает собственной копеечкой за желание ОСТП контролировать морского перевозчика? Справедливо ли это? — возмущаются участники ВЭД.
Одновременно с этим импортёры сообщают о нехватке досмотровых инспекторов поста, которые физически не справляются с количеством назначенных досмотров, из-за чего сроки проведения досмотров увеличиваются.
СУР всё можно
В Южном таможенном управлении (ЮТУ) информацию о возникшей проблеме не опровергли, но пояснили, что законодательство не устанавливает частоты проведения таможенного контроля таможенными органами, а при выборе объектов и форм таможенного контроля таможенники исходят из принципа выборочности и используют систему управления рисками (СУР).
— Таможенный контроль, в том числе в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, может проводиться таможенными органами на любом этапе совершения таможенных операций с момента их прибытия и до выпуска в соответствии с определенной таможенной процедурой, а также после выпуска товаров в установленном таможенным законодательством порядке и сроки, — сообщили ПРОВЭД-МЕДИА в пресс-службе ЮТУ.
Нет ничего неожиданного в том, что позиция таможенного органа в очередной раз объясняется пресловутой непрозрачной СУР, но по сути ситуация говорит о несогласованности действий таможенных органов и невозможности их скоординировать, чтобы стабилизировать ситуацию.
Сейчас участники ВЭД региона собирают информацию обо всех таких случаях и намерены обращаться в ФТС с требованием навести порядок и получить ответ на вопрос, зачем таможне в Новороссийске стопроцентный контроль уже выпущенных другим таможенным постом товаров.