Решение Евразийской экономической комиссии № 51 о подаче предварительной информации (ПИ) о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом, вступило в силу с понедельника, 1 июля. Вступления этого решения в силу ждали к октябрю прошлого года, но страны ЕАЭС оказались к этому не готовы – им потребовалось дополнительное время, чтобы наладить электронное взаимодействие между всеми участниками процесса.
Не так страшен чёрт, как ПИ?
С 1 июля 2019 года морские перевозчики обязаны подавать в таможенные органы обязательную ПИ до прибытия товаров в порт в обязательном объёме, определённом решением комиссии. Так называемую расширенную ПИ может подать любое заинтересованно лицо (экспедитор, таможенный представитель, получатель груза). Задолго до 1 июля участники ВЭД окрестили этот день «чёрным понедельником» — ожидали череды нештатных ситуаций, сбоев в работе программ и коллапса.
Читайте также: «Предварительное информирование – это о чём?» |
Отчасти эти ожидания себя оправдали, но – говорят перевозчики – чёрт оказался не так страшен, как его малевали. По словам же начальника отдела по внедрению перспективных таможенных технологий СЗТУ Станислава Шкленского, около 70% всех морских перевозчиков уже представляют предварительную информацию в установленном объёме и установленные сроки.
ПИ подается в электронном виде либо через Личный кабинет участника ВЭД, либо с использованием коммерческих программных продуктов (Fill Bill, Альта-Софт и т.д.). По имеющейся информации, на 1 июля Fill Bill так и не смог отправить правильно ни одной ПИ, а через Личный кабинет подали и зарегистрировали несколько ПИ. К вечеру 3 июля в «табло рейсов» Личного кабинета на сайте ФТС по всей стране зарегистрировано 181 ПИ от перевозчиков.
Из сообщения ФТС от 3 июля стало известно о том, что таможенное ведомство «зафиксировало затруднения с производительностью при обработке документов, содержащих 1000 и более коносаментов». Из того же сообщения следует, что ФТС готовит очередную новую версию Портала Морской порт, которая позволит обрабатывать «такие большие документы». Сообщают участники ВЭД и о том, например, что «встало» грузовое оформление в Шереметьево и некоторых других регионах: «Программа таможенного оформления обновилась, в том числе по связке для ПИ. Пошли большие задержки в регистрации, выпусках, не видно документов».
Ещё обновлять и обновлять
Предварительной информации от перевозчика присваивается уникальный информационный номер (УИН), который ФТС публикует в Личном кабинете участника ВЭД. Заинтересованное лицо использует тот УИН при подаче своей расширенной предварительной информации – такая опция реализована в Личном кабинете, который ФТС к 1 июля доработала.
Процесс подачи ПИ предполагает, что перевозчик подает ПИ минимум за 6 часов до прибытия судна в порт. ФТС обрабатывает данные, присваивает единый УИН для всех грузов, находящихся на судне. После этого экспедитор или таможенный представитель не позднее чем за 15 минут до прибытия судна в порт подаёт расширенную ПИ. Любую ПИ – как обязательную, так и расширенную – можно подать только за электронной цифровой подписью (ЭЦП). Вся подаваемая информация проходит форматно-логический контроль (ФЛК).
— Подавать расширенную ПИ удобнее всего по номеру предварительной декларации (ПДТ). Это позволит существенно снизить трудозатраты таможенных представителей. Но надо понимать, что если обязательное ПИ от перевозчика имеет расхождение с расширенной ПИ, то для таможенного органа это может стать поводом для применения форм контроля, — говорит руководитель отдела оформления в морских пунктах пропуска ООО «Восход» Александр Никитин.
Читайте также: «Не верьте слухам: с 1 июля морские перевозчики будут принимать грузы без подачи расширенной ПИ» |
— В Личном кабинете есть существенные изменения в части предварительной информации по водному транспорту, которая может использоваться в зависимости от той или иной цели. Можно выбрать вид этой ПИ. Появилась функция поиска среди ранее поданных ПИ. Все недостатки Личного кабинета мы готовы рассматривать и учитывать, но у меня, например, нет доступа к Личному кабинету, ни мониторинга, ни тестовых логинов, поэтому я не могу с ним работать — могу только верить, что те или иные проблемы есть, — сказал Станислав Шкленский.
Как говорят перевозчики, ФТС, разрабатывая новую версию Личного кабинета, в последнюю очередь ориентировалось на удобство пользователя – основная ставка делалась на его работоспособность. По этой причине некоторые участники рынка разрабатывают собственное программное решение для сбора и передачи данных в ФТС от перевозчиков, терминалов, таможенных представителей, экспедиторов, таможни и других госорганов.
— Необходимо обеспечить обновление всех существующих программ участников ВЭД, таможенных постов. Будет новая версия альбомов форматов, интерфейсы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, — добавил Шкленский.
Руководитель отдела оформления в морских пунктах пропуска ООО «Восход» Александр Никитин: |
Что касается расширенной ПИ, то тут начинает выкристаллизовываться смысл между необязательной подачей и смысловой нагрузкой. Смысловая нагрузка — как и написано в Таможенном кодексе – «для ускорения совершения операций». То есть если сейчас у меня идут на импорт яблоки, то я должен после прибытия прийти в офис перевозчика, получить коносамент со штампом о необходимости представления документов в срок три дня. После этого я должен пойти в таможню на пост прибытия и проставить на этом же коносаменте штамп «требуется КФК», затем пойти в РСХН и выяснить у них, надо им выставлять для досмотра контейнер или нет, после чего дать команду экспедитору заявить контейнер в досмотровую При наличии расширенной ПИ все эти штампы уходят в электронику, и по сути я, как лицо, подавшее расширенную ПИ, должен получить от В части же обязательной ПИ, видимо, всё же будет дан «период милосердия» — до тех пор, пока компании, предоставляющие услуги по информационному взаимодействию не наладят свои программные средства. После этого к перевозчикам уже начнут применять меры административного воздействия, а в особых случаях, возможно, даже запрещать выгрузку. |
Оставить комментарий